ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА –
специфика реализации психических функций и поведения, связанная с морфофункциональным
развитием мозга и нейроэндокринными сдвигами пубертатного периода. Подростковый
возраст характеризуется прогрессивными возрастными преобразованиями нейронного
аппарата высших отделов мозга. На этом этапе развития отмечается типизация и специализация
нейронов коры больших полушарий: увеличивается процентное содержание пирамидных
клеток и вставочных нейронов, играющих важнейшую роль в интегративной
деятельности высших отделов ЦНС. В начале П.в. не
наблюдается выраженная положительная динамика
интегративных процессов, лежащих в основе реализации целенаправленного
поведения и психики подростка. Важнейшим фактором, влияющим на функциональную
организацию мозга, являются эндокринные изменения, связанные с половым
созреванием, которое начинается у девочек в 11-12 лет, у мальчиков – в 13–14.
Начало полового созревания характеризуется резким повышением активности
центрального звена эндокринной системы – гипоталамо-гипофизарного комплекса.
Повышенная
активность гиполатамуса приводит к существенным изменениям баланса
корково-подкоркового взаимодействия в сторону усиления активности подкорковых
структур и снижения коркового контроля, что проявляется в наличии в ЭЭГ
диэнцефальных знаков – комплексов высокоамплитудной волновой активности,
увеличении представленности тета-ритма. Отмечаются некоторые «регрессивные» сдвиги параметров альфа-ритма:
снижаются его мощность и показатели пространственной синхронизации. На
завершающих этапах полового созревания отрицательные отклонения в ЭЭГ
нивелируются, к 16–17 годам значительно уменьшается выраженность характерных
для пубертата диэнцефальных знаков.
На
начальных стадиях полового созревания механизмы внимания претерпевают
значительные изменения. В ситуации непроизвольного внимания
на ЭЭГ обнаруживается снижение реактивности альфа-ритма и/или усиление
тета-волн, свойственное более ранним этапам развития и отражающее эмоциональный
компонент активации, в то время как к концу младшего школьного возраста была
уже в полной мере сформирована реакция в виде блокады альфа-ритма, отражающая
информационный тип активации, связанный с активным участием коры больших
полушарий в организации внимания. Регрессивные отклонения отмечены и при
организации произвольного внимания, задаваемого словесной инструкцией. При
оценке пространственной синхронизации ритмических составляющих ЭЭГ
обнаруживается снижение избирательности в организации межцентральных связей по
сравнению с 9–10-летними, приобретающей диффузный генерализованный характер.
Отмеченным изменениям нейрофизиологических механизмов соответствуют хорошо
известные отклонения нервно-психического статуса и поведения подростка
(повышенная нервозность, утомляемость, снижение адаптационных возможностей ЦНС,
повышенная эмоциональность). Отмечаются и определенные отклонения в реализации
познавательной деятельности. Главным образом это сказывается на
функционировании механизмов, лежащих в основе организации деятельности.
Выраженность этих отклонений снижается на завершающих стадиях полового
созревания по мере снижения нейроэндокринной активности гипоталамуса и
нормализации корково-подкоркового взаимодействия.
К
концу подросткового возраста формируется система восприятия зрелого типа с
характерной специализацией полушарий в отдельных сенсорных и когнитивных
операциях. Правому полушарию принадлежит ведущая роль в выделении признаков и
осуществлении полного сенсорного запечатления, описания стимулов и организации
зрительно пространственной деятельности. Левое приобретает ведущую роль в
осуществлении классификационного типа опознания на основе определения
разделительного признака и в осуществлении заключительных этапов восприятия:
оценке значимости стимула, принятии решения, запечатлении обработанной
информации, что приводит к существенному совершенствованию когнитивной сферы
подростка.