РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ – психофизиологическая основа
формирования потребностей и эмоций, их специфика на разных этапах онтогенеза.
Мозговые механизмы, ответственные за биологические потребности функционируют с
момента рождения ребенка и определяют реализацию жизненно важных функций. С
первых месяцев жизни отчетливо выявляются проявления интеллектуальной потребности
в виде стремления к новизне. Роль потребности в новизне на этом этапе развития
чрезвычайно велика. Удовлетворение потребностей в новизне способствует
положительным эмоциям, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС.
Согласно представлению П. В. Симонова, эмоция, компенсируя недостаток сведений,
необходимых для достижения цели, обеспечивает продолжение действий,
способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой
системы. Потребность в новизне и связанные с ней эмоции в течение всего
дошкольного периода являются важнейшим фактором психического развития ребенка.
На их базе формируются познавательные потребности и мотивации, определяющие
целенаправленное поведение. Повышенная эмоциональная активация ребенка является
важным фактором в запечатлевании информации (эмоциональная память). Из-за
слабости контроля со стороны высших отделов мозга эмоции детей неустойчивы,
предъявления их несдержанны.
С
возрастом, по мере созревания коры больших полушарий и усиления ее влияний на
нижележащие подкорковые структуры, сдержанность эмоциональных проявлений
возрастает. Кора больших полушарий становится важным регулятором потребности,
оказывая влияние на биологические потребности, изменяет степень и характер их
проявления.
Созревание
высших отделов ЦНС в младшем школьном возрасте расширяет возможность
формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию
регуляции эмоций.