РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ – психофизиологическая основа формирования потребностей и эмоций, их специфика на разных этапах онтогенеза. Мозговые механизмы, ответственные за биологические потребности функционируют с момента рождения ребенка и определяют реализацию жизненно важных функций. С первых месяцев жизни отчетливо выявляются проявления интеллектуальной потребности в виде стремления к новизне. Роль потребности в новизне на этом этапе развития чрезвычайно велика. Удовлетворение потребностей в новизне способствует положительным эмоциям, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС. Согласно представлению П. В. Симонова, эмоция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достижения цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой системы. Потребность в новизне и связанные с ней эмоции в течение всего дошкольного периода являются важнейшим фактором психического развития ребенка. На их базе формируются познавательные потребности и мотивации, определяющие целенаправленное поведение. Повышенная эмоциональная активация ребенка является важным фактором в запечатлевании информации (эмоциональная память). Из-за слабости контроля со стороны высших отделов мозга эмоции детей неустойчивы, предъявления их несдержанны.

С возрастом, по мере созревания коры больших полушарий и усиления ее влияний на нижележащие подкорковые структуры, сдержанность эмоциональных проявлений возрастает. Кора больших полушарий становится важным регулятором потребности, оказывая влияние на биологические потребности, изменяет степень и характер их проявления.

Созревание высших отделов ЦНС в младшем школьном возрасте расширяет возможность формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию регуляции эмоций.