Развитие речи. психофизиологический аспект – формирование мозговых механизмов, определяющих развитие речи. Мозговые системы, ответственные за восприятие речевых сигналов, начинают функционировать рано. Вызванные потенциалы, регистрируемые при восприятии фонем, отличаются от таковых на тоны и звуковые щелчки уже в период новорожденности. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи – ребенок ассоциирует предметы и их названия. Определенная зрелость артикуляционных механизмов обеспечивает раннее произнесение звуков – гуление. Звуковые компоненты гуления не несут языковой специфичности. Развивающийся вследствие контактов со взрослыми лепет различен в разной языковой среде. Формирование речи связано с созреванием разных областей коры больших полушарий: сенсорных, ответственных за восприятие звуков речи; моторных, определяющих возможность ее произнесения; специфических речевых зон. Высшие отделы коры больших полушарий, с которыми связана произвольная регуляция, определяют формирование регуляторной и программирующей функции речи. Целостная вербальная деятельность, ее абстрактно-логические и графические формы (чтение и письмо) развиваются и совершенствуются в течение длительного периода развития ребенка, охватывающего весь процесс обучения в школе.