Развитие речи.
психофизиологический аспект – формирование мозговых механизмов, определяющих
развитие речи. Мозговые системы, ответственные за восприятие речевых сигналов,
начинают функционировать рано. Вызванные потенциалы, регистрируемые при
восприятии фонем, отличаются от таковых на тоны и звуковые щелчки уже в период
новорожденности. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и
зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи – ребенок
ассоциирует предметы и их названия. Определенная зрелость артикуляционных
механизмов обеспечивает раннее произнесение звуков – гуление. Звуковые
компоненты гуления не несут языковой специфичности. Развивающийся вследствие
контактов со взрослыми лепет различен в разной
языковой среде. Формирование речи связано с созреванием разных областей коры
больших полушарий: сенсорных, ответственных за восприятие звуков речи;
моторных, определяющих возможность ее произнесения; специфических речевых зон.
Высшие отделы коры больших полушарий, с которыми связана произвольная
регуляция, определяют формирование регуляторной и программирующей функции речи.
Целостная вербальная деятельность, ее абстрактно-логические и графические формы
(чтение и письмо) развиваются и совершенствуются в течение длительного периода
развития ребенка, охватывающего весь процесс обучения в школе.