Ранний возраст.
Моторное развитие – формирование
двигательных действий и их мозговое обеспечение в период развития ребенка от 1 года
до 3-х лет. В Р.в. существенно усложняются манипуляторные действия с
предметами. Осуществление произвольных двигательных действий базируется на
развитии двигательной корковой зоны, нейронный аппарат которой в этом возрасте
достигает значительной степени зрелости, и лобных отделов, где с 12-месячного
возраста до трех лет дифференцируются вставочные нейроны, нарастает длина и
разветвленность дентритных сплетений. Характерной особенностью этого возраста
является формирование предметных действий. Ребенок в этом возрасте осваивает
большое количество так называемых «инструментальных движений» – учится есть вилкой и ножом, работать
ножницами, расчесываться, мыть себя губкой (мочалкой), учится выполнять
графические движения. В 1–1,5 года ребенок не пытается еще изобразить что-то
определенное, он получает эмоциональное подкрепление от самого процесса
движений руки и способен «рисовать» с большим увлечением.
Движения ребенка этого возраста еще нестабильные, часто спонтанные. К трем
годам инструментальные движения становятся более определенными, менее
разбросанными.
К
концу этого возраста ребенок способен выполнять координированные действия двумя
руками, складывая кубики, мозаику, пирамидки.
Структурно-функциональное
созревание теменных отделов коры больших полушарий обеспечивает контроль
положения тела в пространстве и позных компонентов движений, что способствует
улучшению пространственной ориентировки. В формировании произвольной
двигательной деятельности ребенка все большее значение приобретает речевая
инструкция.