РАННИЙ ВОЗРАСТ.
Психофизиологическая характеристикА –
специфика психических функций и поведения, определяемая степенью развития
структур мозга и особенностями их системной организации в возрасте от 1 до 3
лет. Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте, связанны с
дальнейшим прогрессивным созреванием коры больших полушарий. На рассматриваемом
этапе онтогенеза за счет увеличения ветвлений базальных дендритов, образующих
систему вертикальных и горизонтальных связей, формируется четкая ансамблевая
организация нейронов, что обеспечивает усложнение процесса переработки
информации. Формирование в составе ансамблей корзинчатых вставочных клеток,
выполняющих тормозную функцию в нейронных цепях, обеспечивает пластичность
интегративных процессов, усиливает взаимосвязанность отдельных ансамблей в
вертикальной колонке, чему способствует значительное развитие аксоновых слоев
коры, включая поверхностные.
Важнейшим
новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, существенно расширяющее возможности самостоятельного ознакомления
ребенка с окружающей средой. Созревание аппарата вставочных нейронов в коре
больших полушарий приводит к усложнению ансамблевой организации и
совершенствованию обработки информации и организации деятельности. Все это
обеспечивает развитие инициативных предметных действий. Ребенок познает не
только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства, в том числе
относительные характеристики – например, размер колец пирамидки
(больше/меньше), с правильным использованием этих свойств. В расширении
возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного
восприятия. Созревание заднеассоциативных и в особенности переднеассоциативных
структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует развитию
операций опознания и запечатлевания предметов. Ребенок этого возраста способен
узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке.
В этом возрасте на основе уже сформированного эталона, содержащего различные
сенсорные признаки объекта, опознание может осуществляться только за счет
одного из сенсорных входов, в основном зрительного, тактильного или слухового.
Качественных
изменений механизмов регуляции, обеспечивающих внимание на этом этапе развития,
не происходит. Преобладает, как и в младенческом возрасте, эмоциональная
активация, отражающаяся в ЭЭГ в виде тета-ритма, опосредованного
лимбическим входом.
Формирование
в раннем возрасте возможностей ребенка опознавать объекты, подкрепленные
эмоциональным компонентом внимания, пролонгирующим взаимодействие ребенка с
этим объектом, обеспечивает развитие процесса невербальной категоризации.
Становление на этом этапе развития речевой функции способствует развитию
вербальной категоризации. Показ предмета с его одновременным называнием
приводит к развитию номинативной функции слова. Вначале оно связывается с
определенным конкретным предметом, затем, на втором году жизни, обозначение
словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или
машинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок научается опознавать различные
предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению.
В
течение первых лет жизни совершенствуется как понимание речи, так и собственная
активная речь ребенка.
В
связи с созреванием высших отделов коры больших полушарий на этом возрастном
этапе происходит дальнейшее развитие регулирующей функции речи. Ребенок
способен понять и реализовать довольно большое количество команд-инструкций, в
том числе обобщенных типа «убери игрушки».
На
основе развития речи и ее интериоризации начинает формироваться вербальный
интеллект ребенка. Быстрое развитие речевой деятельности в раннем детском
возрасте и дефицитарность ее формирования при отсутствии речевого общения
позволяют расценивать этот период онтогенеза как сенситивный и критический для
становления речевой функции.
К
трехлетнему возрасту у ребенка усиливается стремление к самостоятельной
деятельности без помощи взрослых, формируется самосознание («Я сам»). Самостоятельность намерений и замыслов внешне
проявляется в негативизме, упрямстве, неуправляемости. В психологии этот период
обозначается как кризис трехлетнего возраста.