адаптация школьНАЯ – процесс
приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому
виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.
А. учащихся к учебной нагрузке зависит от
внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья,
индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные
перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних
(экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания,
учебных занятий в школе и дома и т.д.). В 1 и 5 классах – адаптация к школе
происходит наиболее напряженно и продолжается 6-8 недель. Физиологическую
адаптацию в 1 классе разделяют на три этапа (фазы). Острая адаптация характеризуюется выраженным напряжением и
неустойчивостью деятельности всех систем организма. В начале каждого учебного
года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается
через 3–6 недель, а после кратковременных каникул – в течение недели. В периоды
дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление,
преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной
динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность
выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки дезадаптации или отсутствия А.,
составляют группу риска по развитию нервно-психических и соматических
заболеваний и нередко нуждаются в педагогической, психологической и медицинской
помощи.