Динамика работоспособности (греч. dynamikos – могущий, имеющий силу) – закономерности изменения
работоспособности при выполнении деятельности или в течение определенного
времени – дня, недели, года. Работоспособность является интегративной
характеристикой функционального состояния ребенка, отражает изменения состояния
в процессе деятельности, в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание
закономерностей динамики работоспособности позволяет рационально построить
учебный процесс, снизить функциональное напряжение организма и повысить
эффективность работы.
Существуют общие закономерности динамики
работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание;
устойчивый период (период оптимальной работоспособности); предутомление (период
компенсаторной перестройки); утомление.
Например, динамика работоспособности во время урока в начальной школе: первые 3-5 мин. – врабатывание, затем 10-15 мин. оптимальной работоспособности, еще 5-7 мин. неустойчивой работоспособности и утомление.