Леворукость (син. левша)преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий. Распространенность Л., по данным разных авторов, – от 5 до 35%. Выделяются три варианта Л.: генетически закрепленная, компенсаторная (патологическая), вынужденная (механическая). Доказана генетическая зависимость леворукости: если в семье оба родителя леворуки, то до 50% детей тоже леворуки. Однако механизм наследования до конца не ясен. Одна из последних моделей наследования леворукости, известная как теория «правого сдвига», предложена английской ученой М. Аннет, согласно этой модели фактор «правого сдвига» определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Л. же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет. В соответствии с теорией М. Аннет леворукие, амбидекстры и праворукие в человеческой популяции распределены в соотношении 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Помимо генетической леворукости отмечается и патологическая (компенсаторная), обусловленная пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга и вынужденная, связанная с потерей, повреждением или заболеванием правой руки.

Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения. Учитывая все эти факты, более корректным является представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости. Можно выделить Л., обусловленную различными патологическими факторами, а также Л., имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.

Можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность или наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

Определение мануального предпочтения руки (Л.) у детей целесообразно проводить в 4-5 лет, поскольку мануальное предпочтение формируется именно к этому возрасту. Для тестирования используется батарея заданий, включающих 10 привычных и непривычных действий (бросание мяча, нанизывание бусин, раскладывание карточек, отвинчивание и завинчивание пробок на бутылках, работа с конструктором, кубиками, развязывание узелков, составление цепочек из скрепок, сортировка карт и др.). Используются также опросники и батареи тестов, включающих задания в соответствии со способами манипулирования, свойственными детям в бытовых и непривычных действиях.

Насильственное переучивание леворуких детей является высокоспецифическим психогенным фактором, приводящим к возникновению неврозов. Л. и ее генезис необходимо учитывать при изучении психологических и психофизиологических особенностей людей в норме и при патологии.

У леворуких людей действиями левой руки «руководит» преимущественно правое полушарие. Однако роль правого полушария не абсолютна. Только у 15% леворуких контроль речевых функций осуществляется правым полушарием, у 75% – так же как у праворуких – левым. У 15% отмечен двусторонний контроль речи.