ПИСЬМО. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ – знаковая система речи с помощью графических элементов.
Психофизиологическая структура письма сложна и включает взаимодействие
двигательных и сенсорных функций. Координация этого взаимодействия складывается
в процессе обучения. Формирование навыка письма проходит ряд этапов:
аналитический, синтетический, автоматизации. Начальный этап обучения
чрезвычайно сложен ввиду несформированности механизмов центральной регуляции
движений, мышц кисти, трудности длительного выполнения статических усилий, а
также недостаточной сформированности зрительного восприятия и
зрительно-моторных координаций.
Специфической особенностью П. на начальном
этапе обучения является дискретность отдельных двигательных действий.
Выполнение каждого графического элемента осуществляется не связно (раздельно).
Пауза между отдельными двигательными актами в серии движений на начальном этапе
практически равна длительности выполнения самого движения (написания
графического элемента). Пауза рассматривается как период осознания и оценки
выполненного действия и программирования последующего. Сокращение паузы
нарушает механизмы контроля и регуляции деятельности.
Постепенное (длительное – в течение
нескольких лет) формирование навыка сокращает паузу, делая движения более связными и плавными. Форсирование скорости П. на
начальных этапах резко сокращает паузу, разрушая психофизиологическую структуру
деятельности, препятствует формированию навыка.
Трудности обучения
П. могут быть связаны с несформированностью речи, моторики, зрительного восприятия,
зрительно-моторных координаций, нарушений в развитии других познавательных
функций. Одной из ведущих причин является несформированность механизмов
произвольной организации деятельности. Причиной нарушений формирования навыка
П. может быть неадекватная методика обучения. При своевременной и правильной
коррекции трудности П. не переходят в дисграфию.
Нарушения П. при глубоких поражениях мозга называются аграфией.