регулирующая и программирующая ФункциИ речи – функции речи, определяющие эффективность
развития произвольной регуляции деятельности. В процессе возрастного развития
изменяются от необходимой внешней речевой инструкции, регулирующей
деятельность, до внутренней речи (интериоризации), обеспечивающей регуляцию
деятельности, мышления. Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена
информацией и побуждения к действию. Посредством слов человек познает предметы
и явления внешнего мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает
связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Среда, в которой
развивается ребенок, определяет формирование родного языка. У человека имеются
видоспецифические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга
и артикуляционного речевого аппарата.
Регулирующая
функция речи проявляется в
сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в
регуляции деятельности.
Программирующая функция речи состоит в формировании программ
различных действий и поведения на основе внешней и внутренней речи. При
формировании новых и сложных действий особенно важна речевая инструкция, ее
четкость, понятность, последовательность. В дошкольном возрасте речевая
инструкция должна быть понятной и одноступенчатой. С возрастом сложность
речевой инструкции может возрастать.