ТРУДНОСТИ
ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ – несформированность или нарушения базовых
познавательных функций, лежащих в основе формирования навыка письма.
Трудности формирования
навыка письма на начальных этапах обучения могут быть связаны с
несформированностью мозговых механизмов произвольной регуляции деятельности,
концентрации внимания, незрелостью механизмов нервно-мышечной регуляции,
зрительного восприятия, зрительно-пространственного слежения, анализа и
дифференцировок, а также несформированностью или нарушением интегративных
функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.
Акт письма включает не только «технический»
компонент – написание буквы (графемы), но и фонематический анализ звуков,
перевод фонемы в графему. Этот процесс требует высокого уровня развития
произвольной регуляции деятельности и концентрации внимания. Несформированность
фонетико-фонематического восприятия – также может быть причиной трудности
обучения письму.
Несформированность отдельных познавательных
функций достаточно четко проявляется в виде специфических трудностей обучения,
характерных нарушений почерка и письма. Так, например, несформированность
зрительно-пространственного восприятия чаще всего создает трудность правильного
восприятия и запоминания конфигурации букв, соотношения их частей,
направленности штрихов, из-за чего возникает эффект «зеркального» письма,
причем это могут быть буквы, написанные зеркально и отдельные элементы букв.
Несформированность механизмов нервно-мышечной
регуляции осложняет выполнение графических движений. Это проявляется в письме
как нарушение почерка – неровность штрихов, нестабильность наклона, высоты и
ширины графических элементов.
Несформированность фонетико-фонематического
восприятия проявляется при письме как пропуски, замены букв (д-т,
з-с, г-к, с‑ш и т.п.), перестановки. Чаще всего на начальных этапах
обучения встречаются комплексные трудности, связанные с несформированностью
механизмов общей организации деятельности, зрительного восприятия и
сенсомоторных интеграций.
Форсирование темпа обучения (резкое
увеличение скорости письма на начальных этапах) и неадекватная методика
обучения могут стать причиной комплексных трудностей даже у тех детей, которые
не имеют выраженной несформированности познавательных функций.
Все трудности обучения письму букв могут
встречаться и при письме цифр, при записи арифметических действий («зеркальные»
цифры, трудности дифференцировки цифр, близких или похожих по конфигурации,
перестановки цифр и т.п.).