ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ – несформированность или нарушения базовых познавательных функций, лежащих в основе формирования навыка письма.

Трудности формирования навыка письма на начальных этапах обучения могут быть связаны с несформированностью мозговых механизмов произвольной регуляции деятельности, концентрации внимания, незрелостью механизмов нервно-мышечной регуляции, зрительного восприятия, зрительно-пространственного слежения, анализа и дифференцировок, а также несформированностью или нарушением интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

Акт письма включает не только «технический» компонент – написание буквы (графемы), но и фонематический анализ звуков, перевод фонемы в графему. Этот процесс требует высокого уровня развития произвольной регуляции деятельности и концентрации внимания. Несформированность фонетико-фонематического восприятия – также может быть причиной трудности обучения письму.

Несформированность отдельных познавательных функций достаточно четко проявляется в виде специфических трудностей обучения, характерных нарушений почерка и письма. Так, например, несформированность зрительно-пространственного восприятия чаще всего создает трудность правильного восприятия и запоминания конфигурации букв, соотношения их частей, направленности штрихов, из-за чего возникает эффект «зеркального» письма, причем это могут быть буквы, написанные зеркально и отдельные элементы букв.

Несформированность механизмов нервно-мышечной регуляции осложняет выполнение графических движений. Это проявляется в письме как нарушение почерка – неровность штрихов, нестабильность наклона, высоты и ширины графических элементов.

Несформированность фонетико-фонематического восприятия проявляется при письме как пропуски, замены букв (д-т, з-с, г-к, с‑ш и т.п.), перестановки. Чаще всего на начальных этапах обучения встречаются комплексные трудности, связанные с несформированностью механизмов общей организации деятельности, зрительного восприятия и сенсомоторных интеграций.

Форсирование темпа обучения (резкое увеличение скорости письма на начальных этапах) и неадекватная методика обучения могут стать причиной комплексных трудностей даже у тех детей, которые не имеют выраженной несформированности познавательных функций.

Все трудности обучения письму букв могут встречаться и при письме цифр, при записи арифметических действий («зеркальные» цифры, трудности дифференцировки цифр, близких или похожих по конфигурации, перестановки цифр и т.п.).