Эксперимент психофизиологический – создание экспериментальной ситуации, при которой изучается функциональное состояние организма, особенности и механизмы организации деятельности на нейрофизиологическом, психофизиологическом и поведенческом уровнях. Э.р. проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным условиям. В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития человека, присущие ему в настоящее время. Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор конкретных методов.

В формирующем эксперименте: благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития или изменения определенной психической функции. Л.С. Выгодский наблюдал таким образом процесс становления у ребенка понятий (экспериментально-генетический метод).

В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по существу – обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развиваются познавательные функции (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников – теоретическое мышление (разработка экспериментальных учебных программ) и т.п.