Эксперимент психофизиологический – создание экспериментальной ситуации, при
которой изучается функциональное состояние организма, особенности и механизмы
организации деятельности на нейрофизиологическом, психофизиологическом и
поведенческом уровнях. Э.р. проводится в обстановке, как можно
более приближенной к привычным условиям. В констатирующем эксперименте определяется
уровень и особенности развития человека, присущие ему в настоящее время. Каждое
направление экспериментального исследования предполагает свой набор конкретных
методов.
В
формирующем эксперименте:
благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития
или изменения определенной психической функции. Л.С. Выгодский наблюдал таким образом процесс становления у ребенка понятий
(экспериментально-генетический метод).
В настоящее время строятся сложные
формирующие эксперименты, по существу – обучающие, в ходе которых в течение
года или нескольких лет у дошкольников развиваются познавательные функции
(создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников –
теоретическое мышление (разработка экспериментальных учебных программ) и т.п.