Предисловие

Психофизиология как самостоятельная научная дисциплина сформировалась сравнительно недавно на основе знаний, накопленных в нейрофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности и нейропсихологии.

Первые попытки объединить физиологию и психологию для объяснения естественнонаучных основ психических процессов были предприняты еще в 19 веке  (М. Массиас, В. Вунд).

В. Вунд для обозначения психологических исследований, использующих физиологические методы, ввел термин физиологическая психология. Этот термин существует до настоящего времени, однако следует подчеркнуть существенные различия между физиологической психологией и психофизиологией, которые четко обозначил А.Р. Лурия. Физиологическая психология изучает функционирование различных физиологических систем организма, в том числе и мозга при разных психических состояниях. Психофизиология как наука о физиологических основах целостных форм психической деятельности и поведения человека изучает механизмы и закономерности деятельности мозга, обеспечивающие психические процессы и целенаправленные поведенческие акты.

Проблема мозгового обеспечения психики имеет длительную историю и развивалась по трем направлениям.

Одно из них представляло психику как результат недифференцированной деятельности мозга. Другое, основывающееся на экспериментальных и клинических данных о роли определенных структур мозга в тех или иных психических процессах, подчеркивало локальный характер мозгового обеспечения психики. Третье – представление об интегративном системном характере деятельности мозга, лежащей в основе психики и поведения, базируется на теоретических положениях, развиваемых в физиологии и психологии. Начало этому направлению было положено И.М. Сеченовым в 1863 г. В разработку и развитие системного подхода внесли вклад исследования отечественных физиологов – И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.Н. Бернштейна, П.К. Анохина. В психологии точка зрения об иерархической многоуровневой организации деятельности мозга, обеспечивающей реализацию психических процессов, была высказана Л.С. Выготским и развита в работах А.Р. Лурия. Согласно Л.С. Выготскому, психическая функция представляет собой результат динамической интеграции функционально дифференцированных и взаимосвязанных мозговых центров. А.Р. Лурия, развивая это положение, сформулировал принцип динамической локализации функций, в соответствии с которым дифференцированные и иерархически организованные межцентральные отношения, лежащие в основе психический функций, могут претерпевать значительные изменения в зависимости от состояния отдельных структур мозга и степени их участия в осуществлении целостной деятельности.

Бурное развитие инструментальных методов исследования и компьютерных технологий способствовало существенному сближению различных наук о мозге – нейрофизиологии, нейропсихологии и физиологии высшей нервной деятельности. Если каждое из этих научных направлений ранее использовало только собственные методы исследования, то в настоящее время применение единых методов изучения мозговых процессов (электроэнцефалографических и томографических) способствовало существенному сближению всех отраслей знания о мозге и развитию психофизиологии.

В современной психофизиологии деятельность мозга, лежащая в основе психических процессов, рассматривается как результат динамического системного взаимодействия высоко специализированных структур мозга (принцип распределенных систем).

Представление о психофизиологии как науке о мозговой организации психических процессов определило структуру данного словаря, первый раздел которого «Структурно-функциональная организация мозга» содержит терминологию и понятия, относящиеся к системам мозга разного уровня – от отдельной нервной клетки до целостной организации мозга.

Второй раздел словаря «Общая психофизиология» включает термины и понятия, относящиеся к мозговым механизмам, лежащим в основе отдельных психических процессов, функциональных состояний, организации целенаправленного поведения.

Включение третьего раздела «Возрастная психофизиология» связано с большой значимостью исследований этого направления и того вклада, которое оно внесло в понимание закономерностей формирования психических функций в онтогенезе и выявление роли различных структур мозга в этом процессе. В разделе представлены термины и понятия, характеризующие созревание разных уровней мозга, его функциональную организацию в процессе формирования психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи, мотивационно-эмоциональной сферы. Рассматриваются также термины и понятия, относящиеся к закономерностям развития, возрастной периодизации, психофизиологической характеристике этапов развития – от младенчества до старости.

Четвертый раздел  «Прикладная психофизиология» включает термины и понятия, используемые в педагогической и психологической практике главным образом применительного к учебному процессу (готовность обучения к школе, проблемы адаптации и т.п.).

Пятый раздел включает методы и методики, используемые в психофизиологии.

Данный словарь является первой попыткой обобщить и систематизировать терминологию и понятийный аппарат, относящиеся к психофизиологии. Авторы старались представить достаточно полные современные сведения по психофизиологии как науке о мозговом обеспечении психики, которые могут быть использованы студентами педагогических и психологических вузов и специалистами смежных областей. Безусловно, еще не все удалось охватить, и авторы будут признательны за предложения и дополнения к новому изданию.

М.М. Безруких, Д.А. Фарбер