КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРИИ — класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления социальной психологии в 50-е гг. XX в. и имеющих целью дать объ­яснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Основная идея всех К. с. т. состо­ит в том, что когнитивная струк­тура человека не может быть не­сбалансированной, дисгармоничной; если же это имеет место, то не­медленно возникает тенденция изме­нить это состояние и вновь вос­становить внутреннее соответствие когнитивной системы. Эта идея по-разному представлена в различных К. с. т. В теории структурного ба­ланса Ф. Хайдера, базирующейся на идее соответствия и идее атрибуции, рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации во­сприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома проводится идея о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в ког­нитивной структуре человека (воспринимающего субъекта) он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценива­ют. Так, если субъект позитивно относится к другому, но негативно к оцениваемому ими объек­ту, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объ­екту первый субъект, уменьшая «негативность» своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и «позитивность» своего отношения ко второму субъекту. Здесь соответствие («конгруэнтность») восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений и в определенных слу­чаях за счет изменения знака отношения.

Г.М.Андреева