КОГНИТИВНОГО
СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРИИ — класс
теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления социальной
психологии в 50-е гг. XX в. и имеющих
целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Основная идея всех К. с. т. состоит в том, что когнитивная структура
человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же это имеет
место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить
внутреннее соответствие когнитивной системы. Эта идея
по-разному представлена в различных К. с. т. В теории структурного баланса Ф.
Хайдера, базирующейся на идее соответствия и идее атрибуции, рассматривается
состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия
им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к
объекту, общему для двух партнеров по общению. В теории коммуникативных
актов Т. Ньюкома проводится идея о том, что средством преодоления дискомфорта,
вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его
отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между
партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается
соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума
заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре
человека (воспринимающего субъекта) он одновременно изменяет свое отношение и к
другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают. Так, если
субъект позитивно относится к другому, но негативно — к оцениваемому ими объекту, то в случае позитивного отношения
второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая «негативность» своего
отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и «позитивность» своего
отношения ко второму субъекту. Здесь соответствие («конгруэнтность»)
восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений и
в определенных случаях — за счет
изменения знака отношения.
Г.М.Андреева