ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД [англ. gender - род, пол] - исследование психологических характеристик половой
дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического
понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей.
Термин «гендер» вошел в употребление под влиянием «женских» исследований для
того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей,
социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское",
причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А.,
Клименкова). Применение Г.П. в разных
науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное
положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются
различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование Г.П. позволяет раскрыть
асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры,
ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного
мира. Г.П. также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на
"мужской" модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей
и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально
ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была
продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным
распределением ролей между мужчинами и женщинами (М. Mead, 1949).
Л.В.Попова