ПРОГРАММНО-РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА — теория
коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных
аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологическом
(М. Г. Ярошевский). Единицей анализа научной
деятельности выступает исследовательская программа отражающая запросы логики
развития науки и реализуемая путем распределения научных функций (ролей) между членами
исследовательского коллектива. Исследоaвательская программа, служащая основанием
консолидации научного коллектива, обусловливает появление
широкого круга специфических социально-психологических феноменов коллективной
научной деятельности, среди которых выделяются
межличностные и предметно-рефлексивные отношения, социальное восприятие,
коллективная мотивация, продуктивный конфликт, стиль руководства научным
коллективом и адаптация его сотрудников, оппонентный
круг и др. В ходе коллективной разработки программы возникает дифференциация
научно-социальных ролей, среди которых наиболее важными являются: «генератор
идей», «эрудит» и «критик». Обусловливая социально-психологические процессы в
научном коллективе, исследовательская программа, в свою очередь, испытывает
влияние со стороны этих процессов, что сказывается на специфике ее развития и
производстве нового знания.
М.Г.Ярошевский