ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ [лат. propagare —
распространять] — прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом
закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником
пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на
течение и результаты этого процесса. В П. п. рассматриваются: 1 ) процессы распространения сообщений на уровне
формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам,
имеющим социальную значимость; 2) психологическая сторона процессов
возникновения и функционирования общественных настроений и общественного
мнения; 3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и
мнений (Ю. А. Шерковин, Б. Д. Парыгин). Цель П. п.— выявление
социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых
сообщений применительно к состоянию сознания аудиторий и возможностям
конкретных каналов средств массовой коммуникации для оптимального решения
определенных социально-политических задач. Одной из исследовательских задач П.
п. является изучение реальных и потенциальных аудиторий с точки зрения их
ценностных ориентаций и потребностей в информации. П. п. также анализирует
процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и,
наконец, их принятием или непринятием индивидом. Важным направлением П. п.
является выявление критериев эффективности пропаганды. П. п. как
самостоятельный раздел социальной психологии возникла в первой половине XX в. в США, где развитие П. п.
связано с работами Б. Берельсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфелда, Г. Олпорта, У.
Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, -эти
работы оказались едиными в манипуляторе ком подходе к сознанию аудитории, даже если
они исходили из взаимоисключающих философских посылок. В современных условиях
проведенные ими исследования послужили основой для разработок в области
манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной
эффективности при минимуме социальной ответственности. В СССР первые
исследования проблем П. п. были проведены в 20-х гг. В. Кузьмичевым, Д.
Лебедевым, Н. Рубакиным. Я. Шафиром, изучавшими
эффективность воздействия печатного слова в различных аудиториях,
функционирование общественного мнения, влияние слухов на состояние сознания
аудиторий пропаганды в сложившихся социальных условиях при неграмотности
значительной части населения страны. С появлением новых технических средств
массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования П. п.
становились психологические характеристики и возможности каждого из них.
Современная П. п. учитывает резкую интенсификацию психологического
взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств
тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей,
подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию,
включая и то, к-рое объективно противоречит их
жизненным интересам.
Ю. А. Шерковин