ПСИХОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ - междисциплинарное направление в
психологии,
органически связанное с психологией труда, социальной
психологией, социологией труда, теорией управления. Наиболее общим определением
предмета П.у. является указание на психологические закономерности
управленческой деятельности. Вместе с тем, признание
положения о субъект-субъектном характере управленческой деятельности, а также
того факта, что ее субъектом выступают как отдельные лица, так и группы,
включающие различные категории членов организации (лиц, наделенных властными
полномочиями, специалистов управления, исполнителей), делает очевидным, что
такое понимание предмета П.У. оказывается неоправдано широким и пересекающимся
с предметом психологии труда и инженерной психологии. Наиболее полная
дифференциация предмета П.У. от других психологических дисциплин достигается за
счет указания на изучение психологических закономерностей деятельности лиц,
наделенных властными полномочиями и реализующих основные функции управления, а
также феноменология, связанная с осуществлением управления в
сложноорганизованых открытых системах. К числу таких феноменов относятся:
коллективный субъект управленческой деятельности, управленческое взаимодействие,
стили управленческой деятельности, управленческая концепция руководителя,
алгоритмы реализации основных функций управления и лежащие в их основе циклы
переработки информации (управленческие решения), процесс становления
управленческих команд. Особое место среди них занимает личность руководителя и
состав его профессионально важных качеств. На настоящем этапе развития П.У. еще
не преодолела своей методологической эклектичности, связанной с ее
полидисциплинарным происхождением. Методами П.У. являются: наблюдение, опрос,
анализ документов, естественный эксперимент, трудовой метод (самонаблюдение
профессионалов). Практическая реализация разработок в области П.У.
осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки
активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в
частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на
выдвижение на руководящие должности и т.д.
Т.С. Кабаченко