СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ—одна из теорий «среднего ранга», нацеленная на выявление тенденций функционирования структур
обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика,
Ж. Кодола, В. Дуаза, К.
Херзлиш, Д. Жоделе, М. Плона и др. С. п. к. относится к числу концепций,
возникших во французской социальной психологии в
60— 70-е гг. XX в. как реакция на
засилье в европейской науке американских образцов социально-психологического
знания сциентистского толка. Основная идея
С. п. к. заключена в следующем утверждении: ментальные (духовные)
структуры общества призваны упрочивать психологическую стабильность социального субъекта (группы
или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом
социально-психологического изучения считается социальная реальность, понимаемая
как совокупность социальных представлений, посредством которых
общественные отношения представлены в индивидуальном сознании субъекта.
Ключевым понятием является социальное представление, заимствованное из
социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется в С. п. к. как особая форма коллективного знания,
усваиваемая отдельными индивидами. Структура социального представления содержит
три измерения: информацию — сумму знаний
о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его
содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту
представления. Динамика социальных представлений обыденного
сознания получает в С. п. к. наименование «объективации» и включает ряд фаз:
«персонификацию» (ассоциирование объекта
представления с конкретными личностями), образование «фигуративной схемы»
представления (визуально-репрезентируемой ментальной конструкции) и
«натурализацию» (оперирование в обыденном сознании элементами
«фигуративной схемы» как автономными объективными сущностями). В рамках
С. п. к. сложились следующие направления анализа социальных представлений. 1) На уровне индивидуальной картины мира
социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий
напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже
имеющимся системам представлений с помощью так
называемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в банальность. 2) На уровне малой группы социальное
представление выступает в С. п. к. как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом
взаимодействии. Показано существование иерархической системы
представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта
«сверхсоответствия Я», выражающегося в конструировании субъектом представления
о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие
люди (Ж. Кодол). 3)
В плане межгрупповых отношений, исходя из посылок, близких положениям теории
социальной категоризации Г. Тешфела, социальное
представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами,
детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой — частноситуатив-ными особенностями
взаимодействия. Важным теоретическим итогом явился вывод о неабсолютном
характере феномена межгрупповой дискриминации и о его зависимости от
социальных факторов (В. Дуаз). 4) На уровне больших социальных групп создан
подход к изучению элементов обыденного сознания. В С. п. к.
изучены системы представлений о психоанализе (С. Московиси),
о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о
человеческом теле (Д. Жоделе),
о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и др. Выводы С.
п. к. об особенностях современного массового сознания (например, о растущей
индивидуализации личности, униформизации и
стандартизации жизни, отсутствии истинного равноправия полов, фетишизации
престижности) имеют как социально-психологическое, так и мировоззренческое
значение. Имеющиеся в С. п. к. методологические противоречия связаны с двойной
ориентацией этой теории — на французскую
социологическую традицию и на когнитивистскую
доктрину социальной психологии. В целом С. п. к. явилась одним из немногих в
мировой науке прецедентов обращения к феноменологии обыденного сознания.
В.А.Петровский