СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ—одна из теорий «среднего ранга», нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жоделе, М. Плона и др. С. п. к. относится к числу концепций, возникших во французской социальной психологии в 60— 70-е гг. XX в. как реакция на засилье в европейской науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка. Основная идея С. п. к. заключена в следующем утверждении: ментальные (духовные) структуры общества призваны упрочивать психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные отношения представлены в индивидуальном сознании субъекта. Ключевым понятием является социальное представление, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется в С. п. к. как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура социального представления содержит три измерения: информациюсумму знаний о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту представления. Динамика социальных представлений обыденного сознания получает в С. п. к. наименование «объективации» и включает ряд фаз: «персонификацию» (ассоциирование объекта представления с конкретными личностями), образование «фигуративной схемы» представления (визуально-репрезентируемой ментальной конструкции) и «натурализацию» (оперирование в обыденном сознании элементами «фигуративной схемы» как автономными объективными сущностями). В рамках С. п. к. сложились следующие направления анализа социальных представлений. 1) На уровне индивидуальной картины мира социальное представ­ление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в банальность. 2) На уровне малой группы социальное представление выступает в С. п. к. как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии. Показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта «сверхсоответствия Я», выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди (Ж. Кодол). 3) В плане межгрупповых отношений, исходя из посылок, близких положениям теории социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой частноситуатив-ными особенностями взаимодействия. Важным теоретическим итогом явился вывод о неабсолютном ха­рактере феномена межгрупповой дискриминации и о его зависимо­сти от социальных факторов (В. Дуаз). 4) На уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания. В С. п. к. изучены системы представлений о психоанализе (С. Московиси), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и др. Выводы С. п. к. об особенностях современного массового сознания (например, о растущей индивидуализации личности, униформизации и стандартизации жизни, отсутствии истинного равноправия полов, фетишизации престижности) имеют как социально-психологическое, так и мировоззренческое значение. Имеющиеся в С. п. к. методологические противоречия связаны с двойной ориентацией этой теории на французскую социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину социальной психологии. В целом С. п. к. явилась одним из немногих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии обыденного сознания.

В.А.Петровский