Этнофункциональный подход [греч. ethnos - народ](в психологии) – теоретико-методологический подход, который, в отличие от этнопсихологии, опирающейся на классификацию людей по типологии этносов, рассматривает этническую функцию элементов психики человека (прежде всего отношений), интегрирующих или дифференцирующих его с теми или иными этносами или этническими системами (Сухарев А.В., 1998). Помимо принятого в этнологии понятия этнической функции культуры (Бромлей Ю.В., 1983). Э.п. распространяет эту функцию, в частности, на отношения человека не только к группе социокультурных этнический признаков, но и к выделяемым многими авторами группам антропо-биологических и климато-географических признаков (Бромлей Ю.В., 1983; Гумилев Л.Н., 1990 и др.). Актуальность данного подхода обусловлена спецификой современного этапа культурно-исторического развития, характеризующегося нарастающей этнической маргинализацией человечества. Это проявляется, в частности, в нарастающем смешении в психике человека отношений к разнородным этническим признакам, присущим как самому себе, так и обществу. Нарастание этнической маргинальности обусловлено, в свою очередь, нарастанием скорости информационных потоков, воспринимаемых современным человеком (Тоффлер О., 1973), развитием средств массовой информации и межкультурных коммуникаций, нарастанием миграционных процессов, межэтнических браков и пр. Соответственно, нарастает количество элементов воспринимаемой информации, которые обладают этнодифференцирующей функцией. Вследствие этих процессов человек может осознанно или неосознанно относиться к двум или нескольким этнокультурным и антропо-биологическим типам и (или) предпочитать для постоянного места жительства природные условия, очень сильно отличающиеся от тех, которые характерны месту его рождения и проживания. На этом основании некоторые исследователи даже делают вывод, что «этносов как бы не существует» (Тишков В.А., 2001). В отличие от таких крайних точек зрения, э.п. предполагает, что этничность присуща человеку, на что косвенно указывают многочисленные эмпирические данные о том, что интеграция в психику этнодифференцирующих элементов по сравнению с этноинтегрирующими, требует от человека существенно больших усилий, а перегруженность психики этнодифференцирующими элементами может обусловливать психические расстройства. В этнофункциональном психическом онтогенезе рассматриваются определенные условные стадии – сказочно-мифологическая, религиозно-этическая и технотронно-сциентистская, соответствующие стадиям филогенеза конкретной этнокультурно-исторической формации. Различные нарушения психического развития и психические расстройства (т.н. «этнофункциональный психический дизонтогенез») в теоретическом обобщении и на основании эмпирических исследований рассматриваются как обусловленные а) во временном аспекте: нарушением последовательности или выпадением определенных стадий этнофункционального психического онтогенеза, б) в пространственном аспекте: чрезмерным внедрением в психику этнодифференцирующих элементов (например, представлений об экзотических природных условиях, верованиях, традициях и пр.). На основании теоретических и экспериментальных исследований разработан метод этнофункциональной психотерапии и психопрофилактики, апробированный в процессе психопрофилактической работы с воспитанниками детских садов, средних общеобразовательных школ и в психотерапии аффективных расстройств, наркоманий и алкоголизма у взрослых и задержек психического развития у детей.

А.В. Сухарев