Этнофункциональный подход [греч. ethnos - народ](в психологии) – теоретико-методологический
подход, который, в отличие от этнопсихологии, опирающейся на классификацию
людей по типологии этносов, рассматривает этническую функцию элементов психики
человека (прежде всего отношений), интегрирующих или дифференцирующих его с
теми или иными этносами или этническими системами (Сухарев А.В., 1998). Помимо
принятого в этнологии понятия этнической функции культуры (Бромлей Ю.В., 1983).
Э.п. распространяет эту функцию, в частности, на отношения человека не только к
группе социокультурных этнический признаков, но и к выделяемым многими авторами
группам антропо-биологических и климато-географических
признаков (Бромлей Ю.В., 1983; Гумилев Л.Н., 1990 и др.). Актуальность данного
подхода обусловлена спецификой современного этапа культурно-исторического
развития, характеризующегося нарастающей этнической маргинализацией
человечества. Это проявляется, в частности, в нарастающем смешении в психике
человека отношений к разнородным этническим признакам, присущим как самому
себе, так и обществу. Нарастание этнической маргинальности обусловлено, в свою
очередь, нарастанием скорости информационных потоков, воспринимаемых
современным человеком (Тоффлер О., 1973), развитием средств массовой информации
и межкультурных коммуникаций, нарастанием миграционных процессов, межэтнических
браков и пр. Соответственно, нарастает количество элементов воспринимаемой
информации, которые обладают этнодифференцирующей функцией. Вследствие этих
процессов человек может осознанно или неосознанно относиться к двум или
нескольким этнокультурным и антропо-биологическим типам и (или) предпочитать
для постоянного места жительства природные условия, очень сильно отличающиеся
от тех, которые характерны месту его рождения и проживания. На этом основании
некоторые исследователи даже делают вывод, что «этносов как
бы не существует» (Тишков В.А., 2001). В отличие от таких крайних точек
зрения, э.п. предполагает, что этничность присуща человеку, на что косвенно
указывают многочисленные эмпирические данные о том, что интеграция в психику
этнодифференцирующих элементов по сравнению с этноинтегрирующими, требует от
человека существенно больших усилий, а перегруженность
психики этнодифференцирующими элементами может обусловливать психические
расстройства. В этнофункциональном психическом онтогенезе рассматриваются
определенные условные стадии – сказочно-мифологическая, религиозно-этическая и
технотронно-сциентистская, соответствующие стадиям филогенеза конкретной
этнокультурно-исторической формации. Различные нарушения
психического развития и психические расстройства (т.н. «этнофункциональный
психический дизонтогенез») в теоретическом обобщении и на основании
эмпирических исследований рассматриваются как обусловленные а) во временном
аспекте: нарушением последовательности или выпадением определенных стадий
этнофункционального психического онтогенеза, б) в пространственном аспекте:
чрезмерным внедрением в психику этнодифференцирующих элементов (например,
представлений об экзотических природных условиях, верованиях, традициях и пр.).
На основании теоретических и экспериментальных исследований разработан метод
этнофункциональной психотерапии и психопрофилактики, апробированный в процессе
психопрофилактической работы с воспитанниками детских садов, средних
общеобразовательных школ и в психотерапии аффективных расстройств, наркоманий и
алкоголизма у взрослых и задержек психического развития у детей.
А.В. Сухарев