ПОЗА [лат. positum – класть, ставить] - определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног. Разложение П. на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена ''П''. П. оформляет экспрессивный репертуар человека. Как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его П. свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности, подчеркивают свой и чужой социальный и социально-психологический статус ("он принял П. победителя", "он сидел в П. провинившегося ребенка", "его П. - это П. высокомерного человека" и т.д). П. "сделай себя меньше"( втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным) применяется для того, чтобы избежать. невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Постоянные П. человека свидетельствуют об его устойчивых личностных особенностях, например, манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед формируется у тех людей, которые отличаются неуверенностью, нерешительностью. П. несут информацию о состояниях, отношениях, чертах характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая; наполеоновская; почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная поза и т.д. Для правильного понимания П. необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных П., способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами. Однозначность понимания П. зависит от ее типичности, широты распространения. Большинство людей считают, что П.—''туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены" выражает высокомерие, самоуверенность, надменность, пренебрежение к, партнеру. А П.— ''плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок'' имеет другой психологический смысл: растерянность, удивление, недоумение, непонимание. П. людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются "жесткостью", неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. Во всем мире выглядит однообразно П. отдыха: "глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке. Весь корпус или голова отклоняется назад" или паттерн приветствия: " опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться". Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить. П. человека влияют на другие элементы экспрессии. Например, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: "пристально оглядеть человека сверху - вниз или снизу - вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад". Теснейшим образом увязаны с П. движения ног и походка. Человек может топтаться на одном месте, то есть стоя на одном месте ( П.) переносить тяжесть то на одну, то на другую ногу. Такие движения ног означают нерешительность. П. мольбы о прощении, унизительная П. сопровождается стоянием на коленях (ползать в ногах). Человек часто сидит, покачивая ногой, забрасывает ногу на ногу, что свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная П. сопровождается тем, что человек сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Сидеть, скрестив ноги, полагается скромному человеку. В русском языке есть такое выражение "шаркнуть ножкой". В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня, "шаркнуть ножкой" - это проявить в шутливой форме услужливость. П. и походка придают осанку человеку. Для того, чтобы получить информацию о личности на основе внешнего рисунка П. ее необходимо рассматривать в следующих координатах: "естественная - искусственная"; "статичная инамичная"; "напряженная -расслабленная"; "энергичная - пассивная"; "психологически однозначная -многозначная"; "уродливая - прекрасная"; "типичная - индивидуальная" и т.д. На основе объективных характеристик П. получаем информацию об "этапах общения ( П. вступления и выхода из контакта), о видах отношений и взаимоотношений ( симпатии - антипатии; подчинения - доминирования; включенности - отчужденности), о психофизиологических состояниях (напряженное - расслабленное, активное - пассивное), о степени взаимопонимания на основе критерия соответствия П. партнеров в общении ( синхронные - несинхронные позы); о степени психологической близости, опираясь на такой показатель, как направленность П. ( от лицом к лицу до спина к спине); о мере искренности и открытости личности по такому показателю, как соответствие П. другим элементам экспрессии ( гармоничная - дисгармоничная).

В.А. Лабунская