АЛЬТРУИЗМ [лат. alter
— другой] — система ценностных
ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения,
мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы. А.
находит свое выражение в бескорыстном поведении, осуществляемом ради других
людей и не способствующим повышению приспособляемости самой совершающей это
поведение личности. Термин «А.» введен французским философом О. Контом
как противоположный понятию «эгоизм». Конт связывал понятие А. с формированием
посредством воспитания у человека способности противостоять собственному
эгоизму во имя интересов людей. В качестве морального принципа А.
провозглашается некоторым философско-религиозными учениями (буддизм,
христианство), содержится в воззрениях многих мыслителей (Ж.-Ж. Руссо, И.В.
Гете, Л.Н. Толстой, Э. Фромм и др.). В психоанализе
З. Фрейда А. рассматривается как невротическая компенсация т.н. первобытного
эгоизма, подвергнутого вытеснению. В современной психологии и социобиологии
ставится вопрос о филогенетических корнях самоотверженного поведения в животном
мире, о «родословной А.», (В.И. Эфроимсон), об альтруистической стратегии
поведения особи как необходимой в целях выживания всего вида (Дж. Уилсон, П.В. Симонов). Механизм проявлений А. может быть
различен. Как правило, акты А. определяются ситуативными альтруистическими
установками, которые актуализируются в различных действиях субъекта в
конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни).
В том случае, когда А. определяется смысловой установкой, он становится
осознанной ценностной ориентацией, определяющей поведение личности в целом.
Тогда А. превращается в смысл жизни личности (например, мировоззрение и
деятельность А. Швейцера). Проявления А. могут быть сопряжены с прямой угрозой
для интересов личности и даже для ее жизни. Эти обстоятельства существенно
затрудняют экспериментальное исследование феномена А. и вынуждают психологов
обращаться к анализу внешних форм поведения – помощи, щедрости, заботы и т.д. –
без глубокого проникновения в мотивационную сферу личности. Реальная значимость
альтруистического поведения личности определяется характером тех ценностей,
которые лежат в основе ее взаимоотношений с людьми. А. может выступать как важный
момент социально-психологического проявления гуманных отношений.