СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ – 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного
решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или
группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей
познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. С.п. характеризует
взаимодействие субъекта и его окружения, а также
психическое состояние познающей личности,
включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо
противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с
помощью ранее усвоенных знаний) приводит
к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило
бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в С.п.
осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия
субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на
вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и
продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение"
субъекта входят не только объекты, но
и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного, не
к самому себе, а к другому человеку,
опосредствующему своей активностью развитие индивида. С.п. является одним из центральных понятий проблемного
обучения.
А.А. Вербицкий