СЛУХИ — специфический вид межличностной коммуникации, процесс и форма распространения более или менее
достоверных сведений о социально значимом предмете по каналам межличностной коммуникации в обширной
диффузной аудитории. Наряду
с описываемыми событиями (реальными или воображаемыми) содержание С. отражает также
общественное мнение и настроение, стереотипы и установки аудитории и, наконец, общую информационную
ситуацию. Поэтому изучение и
составление баланса С. обеспечивает исследователя (психолога, социолога)
ценными разносторонними данными о состоянии и динамике
социально-психологической реальности.
Вместе с тем, циркулирующие С. служат самостоятельным фактором формирования
мнений, настроений, установок и таким образом опосредованно влияют на идеологические, политические и
экономические процессы. С.
принято классифицировать по двум основным параметрам: экспрессивному и
информационному. По типу эмоциональных состояний, выраженных содержанием С., и по соответствующим реакциям аудитории
(экспрессивный параметр) выделяются С. -желание, С. -пугало, агрессивные С. По степени достоверности
содержания (информационный
параметр) С. выстраиваются в шкалу от совершенно
ложных до практически
совпадающих с действительностью. Исследованиями показано, что С., циркулирующие в рамках широкой значимой аудитории, не бывают
полностью достоверными, потому что распространения сюжет подвергается
закономерным изменениям: исчезают (сглаживание), другие гиперболизируются
(заострение) или видоизменяются,
приспосабливаясь к актуализированным стереотипам и установкам (адаптация). Основные факторы циркуляции С.:
интерес аудитории к предмету и дефицит субъективно надежной информации. Второй фактор, в свою
очередь, определяется соотношением
количества, доступности официальных сообщений и доверия к источнику сообщений. Возникающий
вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум заполняется спонтанно или
целенаправленными пропагандистскими
усилиями. Знание причин и
закономерностей распространения С. помогает формировать "слухоустойчивые" системы
информации, снижая вероятность возникновения опасных С. и создавая возможность при их
возникновении эффективно им противодействовать.
А.П.
Назаретян, Ю.А. Шерковин