СМЫСЛ
ЖИЗНИ — более или менее осознанное переживание интенциональной
направленности и результативности собственной жизни, критерий ее субъективного
оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. С. ж.
является одной из традиционных проблем философии, теологии, художественной
литературы и эссеистики, в которых он анализируется преимущественно с
содержательной стороны: в чем состоит С.ж., какой С.ж. можно считать истинным,
добрым, достойным. В современной социологии рассматриваются эмпирические
вариации вербально формулируемых С.ж. у разных индивидов, в разных культурах и
социальных группах, их связь с макросоциальными переменными. В психологии С.ж.
изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких
факторов происходит формирование С.ж. в индивидуальном развитии, и как
сформировавшийся С. ж. или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и
сознание личности. Две психологические традиции в изучении
С.ж. берут начало из работ К.Г. Юнга, который сформулировал понимание С.ж. как
рефлексивной жизненной задачи, на которую человек должен найти ответ, но
которая встает не перед каждым, и А. Адлера, который построил первую
развернутую психологическую теорию С.ж., исходящую из понимания С.ж. как
психологической структуры, характеризующей объективную направленность жизни,
которая складывается у каждого человека к 3-5 годам без участия сознания
и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и
жизненный стиль. Эти две традиции сошлись в теории личности В. Франкла, в
которой понятие С.ж. занимает центральное место и рассматривается как
врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным
двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла является причиной
многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов»,
и разных видов отклоняющегося поведения. Смысл доступен любому человеку, вне
зависимости от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и
религиозных убеждений, что подтверждается многочисленными эмпирическими
данными, полученными Франклом и его последователями. Хотя С.ж. каждого человека
уникален, существуют и смысловые универсалии –
ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По Франклу, человек не может лишиться С. ж. ни при каких
обстоятельствах; С.ж. всегда может быть найден. Вместе с тем это вопрос не
познания, а призвания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует
смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Последнее
положение тесно перекликается с пафосом «Исповеди» Л. Толстого о поисках и
обретении им С.ж.. Различные теоретические и
эмпирические данные свидетельствуют о правомерности рассмотрения С.ж. в первую
очередь как объективного явления, функционирование которого не зависит от его
осознания. С.ж. генетически формируется как бессознательная установка,
обеспечивающая стабильность общей направленности жизни, и уже впоследствии
возникает задача на осознание и словесное формулирование этой направленности.
Более или менее адекватное осознание С.ж. возможно тогда, когда объективная
направленность жизни личности не противоречит образу Я и социально-нормативным
регуляторам; в противном случае осознание С.ж. блокируется механизмами
психологической защиты, что в сознании отражается как отсутствие С.ж.. Методы эмпирического изучения С.ж. в психологии включают
в себя процедуры вербального формулирования осознаваемого С. ж. (Е. Лукас, П.
Иберсол) и диагностику количественной меры осмысленности жизни. Последнее
измеряется популярным тестом Purpose-in-Life test (PIL) Дж. Крамбо и Л.
Махолика, в русской адаптации – тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
Выявлено, что осмысленность жизни не различается в различных социальных
группах, не связана с полом, возрастом и образованием, но снижена у психически
больных разных нозологий, алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних
правонарушителей. В структуре осмысленности жизни выделено 3 основных
составляющих: значимые цели в жизни, эмоциональная насыщенность жизни и
удовлетворенность итогами жизни. Среди вербально формулируемых содержательных
описаний С.ж. преобладают семья и дети, а также профессиональная деятельность.
Д.А.
Леонтьев