АТРИБУЦИЯ [англ. attributе — приписывание] —
приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности)
характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена
тем, что информация, которую может дать человеку
наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением
и нуждается в «достраивании». Основным способом
такого «достраивания» непосредственно
воспринимаемой информации и является А. Начало изучению
проблемы положила работа Ф. Хайдера (1958), к концу 70-х гг. А. превратилась в
один из трех приоритетных объектов
социально-психологического исследования. Первоначально А. сводилась к каузальной А. (см. Атрибуция каузальная), локализовалась в пределах межличностного восприятия и понималась как выведение причин
поведения человека. В дальнейшем понимание А. расширилось. Согласно современным
представлениям, А., во-первых, не сводится к
выведению только причин поведения, а включает приписывание широкого класса
психологических характеристик; во-вторых, не ограничена
только характеристиками человека, распространяясь и
на другие социальные объекты. А. рассматривается как основной механизм
социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в смысловую систему. Закономерности А. раскрываются
теориями, разработанными Г. Келли, Е. Джонсом и К. Дэвисом, Б. Вейнером, А. Круглански. В зарубежной социальной психологии А.
является основой для изучения и объяснения широкого класса социально-психологических
феноменов, на чем основаны надежды на постепенное развитие теорий А. в общую
социально-психологическую теорию. В советской социальной психологии А.
изучается с конца 70-х гг. Она рассматривается как механизм многих социальных
процессов. Показана роль А. в межгрупповом взаимодействии, в регуляции
супружеских отношений, в возникновении производственных конфликтов и т.д.