СОЦИАЛИЗАЦИЯ [лат. socialis -
общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может
происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных
обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных
факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования
личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом
С. Понятие С. было введено в социальную психологию в 40—50-е гг. в работах А.
Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило
различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное
научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального
взаимодействия, в «гуманистической психологии» — как самоактуализация
Я-концепции. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений
акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В советской
психологии проблема С. разрабатывается в рамках диспозиционной концепции
регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций,
синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени
включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени
внимание советских психологов привлекала главным образом С. как воспитание в
институциализированных образовательных системах, однако в настоящее время
предметом серьезного изучения становятся и процессы, протекающие вне
официальных структур, в частности в неформальных объединениях, в стихийно возникающих
группах и т. д.