СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - поведенческие проявления, которые в
ходе общения адресованы
партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н.Леонтьева и М.И.Лисиной в
структуре коммуникативной
деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с помощью которых
строятся действия общения и вносится вклад во взаимодействие людей друг с другом. Выделяются три основные категории
средств общения, с помощью которых
оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения. Каждая
категория средств общения
имеет свои специфические возможности, определяющие ее функции и роль в общении. Первыми в онтогенезе возникают
экспрессивно-мимические средства
общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.п. Это
выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому. Эти
средства общения возникают в конце 1-го, в начале 2-го месяца жизни ребенка, но сохраняют свое значение на протяжении всей жизни
человека, т.к. выражают содержание
общения, не передаваемое с такой полнотой никакими другими средствами (внимание,
доброжелательность, интерес). Они составляют обязательный компонент любого уровня развития общения. Предметно-действенные С.о. возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а
изобразительные С.о. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.),
указательные жесты,
притягивания и передача предметов, действия предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные
средства выражают готовность партнера к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает.
Эти средства общения отличаются
более высокой степенью произвольности, чем выразительные. Наиболее эффективными являются речевые средства общения, позволяющие выйти за пределы частной
непосредственно воспринимаемой ситуации и
организовать контакты по широкому кругу
разнообразных вопросов. Появление речи вызывает качественный скачок в самом общении: оно приобретает относительную автономность от конкретной,
чувственно воспринимаемой ситуации
взаимодействия. В общение посредством речи входят и утверждаются в нем
невидимые и невоспринимаемые свойства
объектов и явлений: нравственные и интеллектуальные качества людей, причинно-следственные связи и
отношения в мире предметов и т.п.
Общение становится внеситуативным. Все
средства общения формируются прижизненно в процессе реального взаимодействия людей.
А.Г.
Рузская