АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ [лат. causa —
причина] — интерпретация субъектом
межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений: 1 ) люди, познавая друг друга, не ограничиваются
получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин
поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая
в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов,
наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает
их наблюдаемому субъекту; 3) эта
причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.
Исследования А. к., которые первоначально относились только к социальной
психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической
науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Основы
изучения А.к. заложил Ф. Хайдер, разработавший
ее основные категории и принципы. Основными областями изучения А. к. являются межличностное восприятие, самовосприятие и
восприятие широкого класса других социальных объектов. Наиболее
существенные результаты экспериментального исследования А. к. заключаются в
установлении: 1) систематических различий
в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей; 2) отклонений процесса А. к. от логических
норм под действием субъективных (мотивационных и
информационных) факторов; 3)
стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека
объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а
успешных — внутренними. На основе
выявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования
А. к. в целях воздействия на
эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности
человека. Разработка данной проблематики в советской социальной психологии осуществляется на основе методологического принципа деятельностной опосредствованности
процесса А.к. (Г.М. Андреева). А. к. изучается также как явление
возложения или принятия членами группы персональной
ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высокого уровня
социально-психологического развития это явление более адекватно реальному
вкладу каждого в результат деятельности общности, чем в группах более низкого
уровня развития.