УБЕЖДЕНИЕ –
способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам
формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет
к принятию и последующему включению
новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации
мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения У. основано на
осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и
оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных
сведений, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. У.
эффективно в том случае, когда содержание и взаимное расположение аргументов
соответствует основным принципам ораторского искусства: учтены места наиболее ярких примеров,
соотношение аргументов «за» и «против», эмоциональный фон ассоциаций, возникающих при произнесении
ключевых слов и т.п. Успешность
У. зависит от интеллектуального уровня объекта У. и его флексибельности. Люди с гибким
мышлением легче усваивают чужие аргументы, интегрируя их в систему своих
знаний. Наиболее легко также поддаются убеждению индивиды, имеющие заниженную
самооценку и преимущественно ориентированные на адаптацию к социальной среде, а не на индивидуализацию в
ней. Труднее всего поддаются
У. те, кто враждебен по отношению к другим и стремится
прежде всего доминировать над окружающими. Систематическая разработка приёмов
У. (наряду с приёмами целенаправленной дезориентации) была начата философами
Древней Греции и привела к формированию основ риторики, формальной логики и
математике как науке о доказательстве.
И.Г.
Дубов