ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - отражение в сознании человека
ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих
мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц.о. было введено в послевоенной
социальной психологии как аналог философского понятия ценостей, однако четкое
концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя
Ц.о. рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных
ценностей, понятия ценностей и Ц.о. различались либо по параметру "общее-индивидуальное", либо по параметру "реально
действующее-рефлексивно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось
ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных
от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым и
эвристичным является восходящее к К.Клакхону определение ценностей как аспекта
мотивации, а Ц.о. - как субъективных концепций ценностей или разновидностей
аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в
иерархической структуре регуляции деятельности личности. Ц.о. личности формируются в процессе социализации через усвоение
ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей,
объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в
социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Усвоение определенной
ценности подразумевает осознанное стремление человека строить свою жизнь и
преобразовывать действительность по законам данной ценности (добра,
справедливости, порядка, прогресса и др.), выступающей как эталон должного.
Ц.о. личности образуют устойчивую иерархически организованную систему,
изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом. Вместе с тем
существует факт расхождения реально побуждающих человека ценностей и
отражающихся в его сознании Ц.О., порождающий методическую проблему расхождения
между декларируемыми Ц.О. и реальными ценностями. Эти
расхождения объясняются целым рядом причин: 1) Когнитивными: в силу недостаточно
устоявшейся и структурированной системы личностных ценностей и/или недостаточно
развитой рефлексии человек может плохо отдавать отчет в реальной роли и
значимости тех или иных ценностей в его жизни. 2) Психодинамическими:
значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или
преуменьшаться благодаря действию механизмов стабилизации самооценки и
психологической защиты. 3) Полифоническими: в сознании
любого человека присутствуют ценностные представления самого разного рода, в
том числе собственно Ц.о., более или менее адекватно отражающие собственные
личностные ценности субъекта, ценности других людей, ценности разных больших и
малых социальных групп, признаваемые личностью, но не всегда принимаемые ею в
качестве собственных жизненных целей и принципов, а также ценностные стереотипы
и ценностные идеалы, отражающие ценность для человека самих ценностей в
отвлечении от образа своего Я. Разнородные ценностные представления в
индивидуальном сознании смешиваются, что затрудняет адекватную рефлексию
собственных ценностей. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение в
Ц.о. истинных ценностей,
движущих личностью, так и осознаваемая ориентация на внешним образом усвоенные
ценности, не интегрированные в структуру личности и не являющиеся реальными
регуляторами ее жизнедеятельности. Диагностика Ц.о., в отличие от реальных
ценностей, сравнительно проста. Наиболее надежны методы, основанные на попарном
сравнении, затем - на прямом ранжировании ценностей по субъективной значимости.
К числу наиболее популярных как в России, так и во
всем мире относится методика изучения Ц.о. путем прямого ранжирования М.
Рокича, позволяющая легко и быстро выявлять как индивидуальные иерархии Ц.о.,
так и обобщать групповые данные. Результаты экспериментальных исследований
показывают существенную зависимость Ц.о. от пола, возраста, дохода,
образования, культуры, религиозных убеждений, некоторых личностных черт.
Д.А.Леонтьев