ЦЕНТРАЦИЯ [лат. centrum — центр круга] (в социальной
психологии)— эффект, обнаруженный и описанный в гештальтпсихологии (В. Келер,
М. Вертгеймер) при исследовании зрительных иллюзий. Суть эффекта заключается в
том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению
с остальными. Поле восприятия как бы расширяется в зоне "фокуса
внимания" при одновременном сжатии и некотором искажении периферийной
части поля. Следствием Ц. является частичная деформация воспринимаемого
объекта, возможность появления "систематических ошибок" в
оперировании с его образом и практической деятельности с ним. Гештальттеоретики
отмечали наличие эффектов Ц. не только в экспериментальных исследованиях
восприятия, но и в полевых исследованиях мышления, а также и как более широких
явлений культуры. Например, эффект Ц. был обнаружен в исследованиях по
межличностному восприятию американского психолога С. Аша, который установил,
что в создании целостного представления о личности другого человека некоторые
его воспринимаемые качества выступают как центральные, вокруг которых
группируются другие характеристики и качества. В качестве примера изменения Ц.
в истории культуры приводилась смена космогонических концепций – от Птолемея, через Коперника и до
Эйнштейна. В области политики эффекты Ц. наиболее видны в пропаганде,
акцентирующей внимание на одних аспектах ситуации и смещающей внимание или
прямо деформирующей другие факторы политической ситуации. Вертгеймер отмечал
также, что во многих случаях Ц. причиной искажения восприятия ситуации является
чрезмерное эгоцентрирование, не принимающее в расчет наличие других возможных
позиций и точек зрения. В работах Ж. Пиаже обосновывалось качественное различие
эффектов Ц. в восприятии и в интеллектуальных действиях. В качестве проявлений
эффекта Ц. на высоких уровнях психической организации Пиаже также рассматривал
эгоцентризм личности, религиозные и политические стереотипы на уровне
общественного сознания и т.п. Особое внимание Пиаже уделял исследованию процесса
децентрации как ключевого механизма преодоления смысловых искажений, вносимых
эффектами Ц.
Е.Н. Емельянов