ЭФФЕКТ ОРЕОЛА - распространение в
условиях дефицита информации о человеке общего
оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При
формировании н развитии первого впечатления о
человеке Э.о. может выступать в форме позитивной
оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно,
то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в
положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в
силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные
его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или
недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э.
о., как и многих других явлений социальной
перцепции, лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о
социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности ее
категоризацию, упрощение и отбор.
В.С.Агеев