ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ [лат. communicatio – связь, сообщение]
-
деятельность, предметом которой является другой человек – партнёр по общению.
Понятие Д.к. позволяет раскрыть психологическую природу общения.
Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке
других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Люди
узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, т.к.
человек своеобразно проявляется в каждой из них. Но Д.к. играет в этом
отношении особую роль, т.к. она направлена непосредственно на другого человека
как на свой предмет, и будучи двусторонним процессом
(взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом
познания и отношения другого или других участников общения. Коммуникативные
мотивы - это то, ради чего предпринимается общение. Понимание предмета Д.к.
приводит к выводу о том, что мотивы общения воплощаются или
"опредмечиваются" в тех качествах самого человека и других людей,
ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с
кем-то из окружающих. Коммуникативное действие - целостный акт, адресованный
другому человеку и направленный на него. Выделяются две основные категории
коммуникативных, адресованный другому человеку и
направленный действий: инициативные и ответные действия. Коммуникативные
операции - это средства общения, с помощью которых осуществляются
коммуникативные действия. Выделяются три группы средств общения:
экспрессивно-мимические, преобразованные предметные действия, вербальные.
Продукты Д.к. - образования материального и духовного характера, создающиеся в
итоге общения. К ним относится прежде всего
"общий результат", а также взаимоотношения, и, главное, образ самого
себя и других людей, - участников общения.
А.Г.
Рузская