ДОСТИЖЕНИЯ МОТИВАЦИЯ [лат. moveo - двигаю] - одна из
разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида
добиваться успехов и избегать неудач. Исследования Д.м. были начаты в 50-х гг.
американским ученым Д.С.Мак-Клелландом, которому удалось выявить индивидуальные
различия в Д.м. с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ)
Г.А.Мюррея. Развитие Д.м. объяснялось Мак-Клелландом и его коллегами
особенностями социализации, например ценностными ориентациями у представителей
тех или иных социальных слоев. Мак-Клелланд считал, что формирование Д.м.
зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды и в
соответствии с теорией социального научения. Д.м. является побочным продуктом
более фундаментальных социальных мотивов. Последующие работы Дж.Аткинсона, Н.Физера, Х.Хекхаузена и др. показали, что здесь
упускаются из виду ранние формы деятельности достижения, которую дети
осуществляют спонтанно и даже вопреки воспитательному воздействию взрослых.
Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как
"стремления к повышению уровня собственных возможностей" не объясняло
определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные
переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом
достижения. Это: 1) личностные стандарты
(оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т.д.); 2) привлекательность самооценки
(привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности); 3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции
(приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим
обстоятельствам). Исследования показали, что основные типы поведения,
направленные на достижение или избегание успеха, складываются между 3-мя и 13-тью годами жизни человека и формируются как
под воздействием родителей (особенно требовательности матери), так и под
влиянием окружающей среды. В возрасте 3-5
лет более сильная и ориентированная на успех Д.м.
складывается, когда успех поощряется похвалой и расположением родителей или
воспитателей. Вместе с тем исследования Х.Хекхаузена показали, что санкции
осуждения в ситуации неудачи могут не восприниматься ребенком негативно, если
осуществляются в обстановке дружелюбия и уважения. В сознании 4-5-летнего
ребенка реакции родителей на его успехи или неудачи уже не носят характер
простого подкрепления (в смысле вознаграждения или наказания). Когда ребенку
становится ясно, насколько сложной и трудоемкой должна быть задача, чтобы в
случае неудачи не вызвать упреков, ему опосредованно становится известным
стандарт требований к нему, т.е. стандарт, по которому оцениваются его успехи.
Тогда чрезмерную похвалу за каждую малость он может с
огорчением воспринимать как неверие взрослых в его способности и, наоборот,
неодобрение при удаче - как высокое
мнение о его возможностях. На формирование высокой потребности в достижении
успеха влияет степень эмоциональной включенности родителей в дела ребенка, а
также окружающая обстановка. Наиболее благоприятной является ситуация сочетания
ненавязчивого давления родителей и высокой насыщенности среды побуждающими
факторами. Тогда проявляется максимум возможностей для самостоятельной проверки
ребенком своих умений и возможностей.