Дружба — вид
устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений,
характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов
аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие
Д. предполагает следование ее неписаному “кодексу”, утверждающему необходимость
взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность,
активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого,
искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения “кодекса” Д. ведут либо к
ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к
превращению Д. в свою противоположность — вражду. Противопоставление Д. – при
всей ее интимности – деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный
характер. Д. Зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с
необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство
отношений Д. Определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили
себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д.,
закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах
жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д.
достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная
значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем
совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями
характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что
потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков,
девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к
юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к
взрослости, изменяют характер Д. — дружеские отношения перестают быть уникальными,
их значимость несколько снижается, меняются функции Д.
Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из
важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности
Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее
средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в
социологии, философии, этнографии и других науках.
Л.Я.
Гозман, А.В. Петровский