ИДЕНТИЧНОСТЬ
ПОЛОВАЯ [лат. identicus - одинаковый] –
осознание субъектом cвоей принадлежности к мужскому
или женскому полу или неопределенности своего полового (сексуального статуса),
субъективное переживание своей половой роли. И.п. - один из самых глубоких и
ранних элементов образа «Я», формирующийся в первые
годы жизни, в результате соответствующей категоризации (кодирования,
типизирования) и половой социализации. На основании своей генитальной внешности
новорожденный получает паспортный (акушерский, паспортный или аскриптивный
пол), в котором его в дальнейшем воспитывают. Центральный элемент И.п. -
образ/схема тела и то, насколько его тело, внешность и поведение соответствуют
нормативным представлениям о маскулинности/фемининности, которые ребенок усваивает
от родителей и сверстников и которые формируют его представления о собственной
половой адекватности ("настоящий ли я мальчик/девочка?"). У
мальчиков, которым приходится преодолевать первоначальную зависимость от
женского, материнского влияния /дефеминизация/, этот процесс протекает сложнее,
чем у девочек, и чаще сопровождается нарушениями. В подростковом возрасте И.п.
дополняется и обогащается сексуально-эротическими компонентами, связанными с
половым созреванием /вторичные половые признаки, появление сексуальных
интересов и т.д. Психологические механизмы формирования И.п. интерпретируются
по-разному. Теория идентификации, восходящая к взглядам З. Фрейда, полагает,
что ребенок бессознательно идентифицируется и копирует поведение взрослого
человека своего пола, чаще всего отца или матери. Теория социального научения
У.Мишела придает решающее значение половой типизации с помощью положительного и
отрицательного подкрепления: взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и
осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот. Ребенок
сначала научается различать полодиморфические образцы поведения, затем -
выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем
образе «Я». Когнитивно-генетическая теория Л. Колберга
подчеркивает когнитивную сторону этого процесс и особенно роль самосознания:
ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или
женщиной, затем категоризиует себя в качестве мальчика или девочки, после чего
старается сообразовать свое поведение со своими представленими о своей половой
роли. Перечисленные теории в известном смысле взаимодополнительны. Хотя
большинство людей не сомневаются в своей И.п., у
некоторых индивидов она проблематична или неопределенна. Это особенно
характерно для детей, телосложение, внешность и/или поведение которых не
соответствуют полоролевым ожиданиям и стереотипам маскулинности/феминности
(женственный мальчик и мужеподобная девочка). Часто за этим стоят нарушения
гормональной дифференцировки мозга в пренатальном периоде развития. У некоторых
детей на этой основе развивается половая дисфория (gender dysphoria) – чувство
несогласованности своей сексуальной анатомии и половой идентичности/роли
(клинические варианты - транссексуализм и трансвестицизм), неудовлетворенность
своим телесным обликом и настоятельная потребность стать членом
противоположного пола. Половая дисфория становится особенно острой в период
пубертата, когда она осложняется появлением неадекватных генитальному и
паспортному полу сексуально-эротических влечений. При наличии соответствующих
медико-психологических показаний, такому индивиду может быть сделана
хирургическая операция по перемене пола. (Белкин А.И., 1979). Пока все проблемы
пола рассматриваются в понятиях репродуктивной биологии, любая рассогласованность
половой роли и И.п. воспринимается как патология. Однако некоторые культуры
знают также понятие "третьего пола": индивид, занимающий
промежуточный, межполовой статус (бердачи у американских индейцев, хиджра в
Индии), не считается в таких обществах больным и выполняет особые функции.
Увеличение в последние годы количества транссексексуалов, видимо, отражает рост
индивидуальной свободы: если раньше люди вынуждены были в обязательном порядке
принимать требования своей половой роли, то теперь они могут в какой-то степени
выбирать ее, приспосабливая свой гражданский половой статус к
своей И.п. (Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1986).