ИННОВАЦИЯ (НОВОВВЕДЕИЕ) (социально-психологический аспект) — создание и внедрение различного вида
новшеств, порождающих значимые изменения в социальной
практике. Различают социально-экономические, организационно-управленческие,
технологические И. Инновационная деятельность, не являясь процессом,
поддающимся формализации, требует учета человеческого фактора, в частности преодоления социально-психологических барьеров, возникающих
на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные
группы (заказчики, непосредственные разработчики, изготовители опытных
образцов, макетов и др.), каждая из которых имеет собственные интересы, задачи
и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные
представления, ожидания, эмоциональные переживания,
связанные с возможными последствиями И. Преодолению социально-психологичеких
барьеров инновационной деятельности способствуют: 1) учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения
ее участников; 2) применение
социально-психологических методов активного обучения работников с целью
развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в И.