ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ [лат. intelligens — понимающий,
мыслящий] — совокупность личностных
качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой
частью общества к лицам, являющимся носителями культуры. Первоначально И.— производное от понятия «интеллигенция»,
означающего условную группу, объединяющую представителей т. наз. «свободных профессий» (ученых, художников,
писателей и др.). К числу осн. признаков И. относится комплекс важнейших
интеллектуальных и нравственных качеств: обостренное чувство социальной
справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и
усвоение общечеловеческих ценностей; следование
велениям совести, а не внешним императивам; тактичность и личная порядочность,
исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях,
грубости в межличностных отношениях; способность к состраданию; идейная
принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического
развития произошла дивергенция понятий «интеллигенция» и «И.». Понятие «интеллигенция» ввел русский писатель П.Д.
Боборыкин. Под первым стали понимать социальную роль, под вторым — особое качество, духовность личности. Это
было обусловлено тем, что этико-психологические
особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь некоторым сословиям
и профессиям, с течением времени стали характерными и для представителей др. слоев общества. И. обычно приписывается лицам,
имеющим формально понимаемую образованность. Однако эта черта имиджа И. не
является ее необходимым и тем более достаточным атрибутом. И. может быть присуща любому члену общества. В настоящее время закрепленность признаков И. за представителями к.-л.
классов, «прослоек», профессий, специальностей, за обладателями различных
дипломов и аттестатов является не более чем стереотипом обыденного сознания. В
сталинский и послесталинский период советской
истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и
социальной ненадежности интеллигенции как «прослойки» между рабочим классом и
крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому И. фактически не
выступала в качестве социально желаемого качества и образца для подражания. В
период тоталитаризма при показном расположении к интеллигенции последняя неизменно вызывала опасения и неприязнь у
бюрократического аппарата государства, видевшего в ней общность, способную
осмыслить и осудить деформации общественного развития. Характерное для
интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому
властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный И.
интернационализм, презрение к проявлениям шовинизма не допускает при этом
неуважительного отношения к развитию национального самосознания. Ориентация
носителей И. на общечеловеческие ценности в корне противоположна стереотипам
антагонизма и вражды. В настоящее время, в связи с перестройкой всех сфер
общественной жизни, начинают складываться объективные возможности для
превращения И. в общезначимую ценность, для осознания ее в качестве необходимого
условия развития личности и общества.