КОММУНИКАЦИЯ [лат. communico
– делать общим] — смысловой аспект
социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие
осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно
включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект.
Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими
людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс К. и
составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при
сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах К.
реализуются управленческая, информативная, эмотивная
и фатическая (связанная с установлением контактов)
функции, первая из которых является генетически и
структурно исходной. По соотношению этих функций условно
выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба);
информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные
(возбуждение эмоционального переживания), фатические
(установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные
процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу
отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая К.; по средствам К-
речевая (письменная и устная), паралингвистическая
(жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая К. (продукты производства,
изобразительного искусства и т. д.). Разновидностью вещественно-знаковой К. является художественная К., связывающая между собой художника (или
художественный коллектив) и зрителя {аудиторию). Влияние художественной К. при этом может быть не всегда адекватным
замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного
обогащения, равнодушие, раздражение или агрессию
— вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов кроются
в несовпадении «душевной организации» художника и реципиента, в различии их
ценностных ориентаций, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта и т. п.