КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ - систематическое
распространение (с помощью технических средств) специально подготовленных
сообщений среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий. К.м.
представляет собой важную в социальном и политическом плане, подсистему обшей
системы коммуникации. В широких масштабах выполняет взаимосвязанные функции
идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности,
информирования, просвещения и развлечения, конкретные формы и содержание
которых решающим образом зависят от особенностей национальной культуры и
политического режима. К.м. свойственны институционный
характер источников и отсроченность обратной связи между источником и
аудиторией. Комплексы технических средств, обеспечивающих быструю
передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации
(печать, радио, ТВ, кино, звукозапись, видеозапись и т.д)
называются средствами К.м., или средствами массовой информации. В
социально-психологическом плане К.м. обладает рядом очевидных преимуществ по
сравнению с более традиционными видами коммуникации (межличностной и
публичной). Вместе с тем, специфика К.м. накладывает существенные психологические
ограничения на ее возможности, поскольку в этом виде коммуникации особенно
значительны фильтры и барьеры, связанные с селективностью внимания, восприятия,
понимания и запоминания. Зависимость коммуникативных эффектов от специфики К.м.
вообще и каждого конкретного средства, в частности, особенности аудиторий,
способы преодоления фильтров и барьеров изучаются не только психологией, но и
политологией, социологией, семиотикой.
А.П.
Назаретян, Ю.А. Шерковин