КОНКУРЕНЦИЯ [лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь] (в социальной психологии) - одна из основных форм организации межличностного и социального взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп. Отношения К. характеризуются сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъектов действия, нередко частичной деперсонализацией представлений о противнике. Конкуренция тем не менее генетически связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в открытую войну. К позитивным эффектам конкуренции обычно относят и интенсификацию процессов отбора, развития и изменений, совершенствование организационных структур, повышение профессионализма и качества в работе, стимулирование социального развития, самоопределение и принятие ролей, стимулирование творческих процессов. Эмпирические исследования К. в социальных науках обычно базируются на теории игр ("дилемма узника" и т.п.); различных моделях сенсомоторной интеграции в лабораторных исследованиях, а также на полевых наблюдениях и экспериментах, стимулирующих "соревновательные" эффекты и соперничество между участниками.

Е.Н. Емельянов