КОНКУРЕНЦИЯ [лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь] (в
социальной психологии) - одна из основных форм организации межличностного и
социального взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или
групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися
этих же целей и интересов других индивидов или групп. Отношения К.
характеризуются сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией
субъектов действия, нередко частичной деперсонализацией представлений о противнике.
Конкуренция тем не менее генетически связана с
кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления
определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в
открытую войну. К позитивным эффектам конкуренции обычно относят и
интенсификацию процессов отбора, развития и изменений, совершенствование
организационных структур, повышение профессионализма и качества в работе,
стимулирование социального развития, самоопределение и принятие ролей,
стимулирование творческих процессов. Эмпирические исследования К. в социальных
науках обычно базируются на теории игр ("дилемма узника" и т.п.);
различных моделях сенсомоторной интеграции в лабораторных исследованиях, а
также на полевых наблюдениях и экспериментах, стимулирующих "соревновательные"
эффекты и соперничество между участниками.
Е.Н. Емельянов