КОНФОРМНОСТЬ [лат. conformis —
подобный, сообразный] — податливость человека реальному или воображаемому
давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в
соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) К. Первая
представляет собой демонстративное| подчинение навязываемому мнению группы с
целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких
санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное
преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия
позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем
собственная точка зрения. Внутренняя К., как
правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда
предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами.
При всех различиях обе формы К. близки в том, что служат специфическим способом
разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в
пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного
или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми
или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является
негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то
ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и
во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Преимущественным
предметом экспериментальных исследований, начиная с работ С. Аша, выступила
внешняя К., изучаемая при помощи метода «подставной группы» в реальном или
аппаратурном (Р. Кратчфилд) вариантах. Согласно эмпирическим
данным, уровень К. определяется комплексом причин, в том числе: 1)
характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению (пол, возраст,
национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т.д.); 2)
характеристиками группы, являющейся источником давления (размер, степень
единодушия большинства, т. е. наличие и количество членов группы, отклоняющихся
от общего мнения, и др.); 3) особенностями взаимосвязи индивида и группы
(статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень
взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения и др.); 4)
содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его
компетентностью и пр. Альтернативой К. и негативизму является самостоятельная
выработка и отстаивание собственной позиции. Независимость не исключает
солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе
сознательного согласия с ней. В этой связи провоцируемое К.
единообразие внутригруппового поведения следует отличать от единства,
возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов, а также
от естественного для любой группы процесса нормализации, предполагающего
взаимное влияние всех ее участников и нахождение общеприемлемого компромисса.
Кроме того, К. как способ поведения отличается от внушаемости — некритичного
принятия чужой точки зрения и подчинения (повиновения). Развитие исследований
К., как и в целом проблематики социального влияния, связано с разработкой
концепции«активного меньшинства», предложенной С. .
Московиси. Согласно данной концепции, К. может быть рассмотрена как форма
переговоров между индивидом (меньшинством) и группой (большинством), включенными
в конфликт по поводу определения нек-рой реальности (к примеру, истинности
суждений, мнений и т. п.). С этой точки зрения, подкрепленной результатами
многочисленных экспериментальных исследований, наряду с К., т. е, движением
индивида навстречу группе, возможен и другой исход названного конфликта, а
именно принятие большинством или его частью позиции меньшинства. Влияние
меньшинства обусловлено стилем его поведения (последовательностью,
настойчивостью, консистентностью),
а также особенностями восприятия меньшинства большинством (в частности, оценкой
его компетентности, значимости), характером отстаиваемых идей и др. факторами.
А.И. Донцов