ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ — индивидуализированное отражение действительного отношения
личности к тем объектам, ради которых развертывается
ее деятельность, осознаваемое как «значение–для–меня».
Понятие Л. с. исторически связано с
представлениями Л.С. Выготского о динамических смысловых системах
индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и
интеллектуальных процессов. Введение понятия Л. с. как единицы сознания (А.Н. Леонтьев) сыграло
важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской
трактовки сознания как сознания (суммы знаний о
мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного
сознания в жизни личности. Понятие Л. с. используется в различных областях психологии, изучающих отношение
человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, установок,
эмоций и т.д. Выделяется ряд составляющих смысловых
систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы;
реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей
для него субъективную ценность (значимость); выражающие Л. с.
смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния
личности. Л. с. обладает рядом важных особенностей, связанных с анализом
строения личности в целом. Центральная из этих особенностей — производность Л. с.
от места человека в системе общественных отношений и
от его социальной позиции. Обусловленность Л. с.
социальной позицией определяет и другие особенности психологической природы Л.
с.: опосредствованность изменения Л. с. изменением
лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания Л. с. для его изменения и др. Поскольку перемена
социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений
к действительности, в ряде случаев это может привести к глубоким перестройкам
всей совокупности Л. с., порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как «потеря себя» и утрата
смысла существования. Указанные перестройки следует отличать от существующих на
поверхности сознания субъективных переживаний (симпатий, антипатий, желаний,
хотений и т.п.), изменяющихся непосредственно под
влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания (как и эмоции)
выполняют функцию оценки Л. с.,
способствуя осознанию субъектом его отношений к
действительности, их «значимости» для него. При несовпадении субъективных
переживаний и Л. с. изменяется направленность субъективных переживаний, а не Л.
с. Психологический анализ закономерностей становления и функционирования Л. с.
и — шире —
динамических смысловых систем является центральной проблемой при изучении путей
развития и воспитания личности как индивидуальности.
А.Г. Асмолов