МЕНТАЛИТЕТ [лат. mens, mentis - ум и alis - другие)
- характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни
людей, детерминированная, в первую очередь, экономическими и политическими
обстоятельствами и имеющая надсознательный характер. М. характеризует
психологические особенности больших общностей людей (этносов, наций, различных
социальный слоев), живущих в определенный исторический период. М
формируется путем их социализации и обнаруживает прямую зависимость
отцеленаправленности воспитания, средств массовой коммуникации, традиций и
обычаев,а также других факторов общественной жизни.
Усвоение в онтогенезе существующего в обществе М.,
обеспечивает преемственность поколений. В эпоху интенсивных
социально-экономических изменений (войны, революции, катастрофы, радикальные
реформы и т.п.) может наблюдаться кардинальная перестройка М. людей,
капитальные сдвиги в их подходе к фактам жизни общества, другим людям, к себе
самим, усиление либо рационального, либо иррационального в сознании и самосознании.
Подобная трансформация М. является достаточно длительным и нередко болезненным
процессом. В научную лексику термин "mentalite" был
введен в 30-е гг. ХХ в. основателями французской исторической школы
"Анналов" М. Блоком и Л. Февром, позаимствовавшими его, судя по
всему, у известного этнолога Л. Леви-Брюля (1910, 1922). Будучи
незадолго до этого использован психологами Ш.Блонделем (1926) и А.Валлоном
(1928), термин М. только в последнее время стал использоваться в психологии. В
отечественной философской и культурологической литературе, под словом
"ментальность" чаще всего понимается совокупность представлений,
воззрений, "чувствований" общности людей определенной эпохи,
географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества,
влияющий на исторические и социальные процессы. При таком понимании М. он
практически отождествляется с массовым сознанием, и тем самым потребность в
новом понятии как бы отпадает. Между тем, М. вовсе не идентичен
общественному сознанию, а характеризует лишь специфику этого сознания
относительно общественного сознания других групп людей. В этой связи
представители школы "Анналов" предпочитают говорить не о ментальности
как общей характеристике индивидов, принадлежащих к одной культуре, а о ментальностях,
имея в виду несводимость менталитетов различных слоев населения в единое целое.
Поскольку черты М. не исчерпывают содержание сознания отдельного человека,
можно в качестве примера привести особенности М., формировавшегося и
проявлявшегося в советский период истории России: "блокадное
сознание" (ожидание, а иногда и уверенность в неизбежной агрессии со
стороны "внешнего врага"), "ханжеская десексуализация"
(исключение из обсуждения, а также литературного и иного творчества всего, что
связано с физиологическими аспектами сексуальности человека ),
"социальная ксенофобия" (враждебное отношение к
классовому врагу, к которому в разное время относили "белое
офицерство", "дворянство", "кулачество",
"меньшевиков", "эсеров" и т.д.). Отражая
специфику психологической жизни людей, М. раскрывается через систему взглядов,
оценок, норм и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе
знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и
архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит и
характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности,
интересы, социальные установки и т.п., отличающие указанную общность от других.
Отраженные сознанием взаимоотношения между явлениями действительности и оценка
этих явлений действительности достаточно полно зафиксированы в языке, который
является в силу этого одним из объектов анализа при изучении М. Относясь к
когнитивной сфере личности, М. наиболее отчетливо проявляется в типичном
поведении представителей данной культуры, выражаясь
прежде всего в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы
принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив.
Здесь следует выделить те стандартные формы социального поведения, которые
заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями. И так же, как
устойчивые особенности поведения индивида называются чертами его личности,
типовое поведение, характерное для представителей конкретной общности,
позволяет описать черты национального или общественного характера,
складывающиеся в национальный или социальный тип, который в упрощенном и
схематизированном виде предстает как классовый или этнический стереотип. Исходя из этого, можно сделать вывод, что национальный характер,
понимаемый как специфическое сочетание устойчивых личностных черт
представителей конкретного этноса или как доминирующие в данном обществе
ценности и установки, является, по существу, лишь частью М. как интегральной
характеристики психологических особенностей людей, принадлежащих к изучаемой
культуре.
И.Г. Дубов, А.В. Петровский