МИМИКА [греч.
mimikós - подражательный]
- выразительные движения лица
человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными состояниями
человека, образуя то, что называют мимикой лица или экспрессией лица.
Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо является
важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому его наряду с глазами называют зеркалом души. М.
анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе
физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия-ассиметрия, динамика, 3) в
социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие
определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный
стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа М. можно получить информацию о личности
человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к определенной этнической группе, о психологическом
состоянии. Характерной
особенностью "мимических картин" эмоциональных состояний является то,
что каждый симптомокомплекс
М. Включает признаки, которые одновременно являются универсальными,
специфическими для
выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Для верного толкования М. Важно помнить о том, что
целостность, динамичность, изменчивость являются ее главными характеристиками, поэтому
изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению
всего ее психологического смысла. На основе взаимосвязи между отдельными зонами
лица судят о гармоничности-дисгармоничности М. Рассогласование мимических
движений (верхней и нижней части лица -дисгармоничная "маска") свидетельствует о неискренности
чувств человека, его отношений к другим людям. М. Лица сопряжена
с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз - взглядом
человека. К.С. Станиславский писал, что взгляд - "это прямое, непосредственное общение в чистом
виде, из души - в душу..." Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или
от него, время фиксации взгляда на партнере,
темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию о
способах вступления в контакт и
выражения отношения к партнеру: "стрелять глазами", "строить
глазки", "играть глазами", "мерить взглядом с головы до ног", "взглянуть
свысока", "смотреть краем глаза", "ловить взгляд",
"вперить глаза", "манить
взглядом", "провожать взглядом". Движения глаз, направленность
взгляда, выражения лица связываются
в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека
(бегающий взгляд - вор). Для диагностики отношений между людьми
важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают
или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят
друг на друга от 30% до 60% времени от всего времени общения. При этом, если
отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга
дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же
отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается,
нарушается формула "контакта глаз" в момент говорения и слушания. Если люди относятся друг к
другу позитивно, то они смотрят друг на друга значительно реже во время "негативных"
высказываний, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно.
Увеличение контакта глаз
во время "негативных" высказываний можно рассматривать как показатель
стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией.
Эллисон предложил визуальный индекс доминирования - ВИД, который соответствует результату, полученному при
делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше
индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность
взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из
партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит
дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-то одному человеку,
то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе. Контакт глаз, взаимный взор
представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение двух людей, включение каждого в личное
пространство другого. Прекращение контакта глаз рассматривается как "уход" из ситуации
взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. В качестве
критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует
рассматривает временные параметры "смотрения" друг на друга (частота,
длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз:
"смотреть в глаза", "смотреть в сторону", "смотреть
вверх-вниз", "вправо-влево"), степень интенсивности контакта
глаз (пристальный взгляд, "бросить взгляд", "скользнуть взглядом"),
психофизиологические
особенности взгляда (блеск -тусклость). По сравнению со взглядом и
другими элементами экспрессивного поведения человека М. является наиболее контролируемым явлением со стороны
субъекта. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции "о
невербальной утечке информации". В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе
критерия - "способность к передаче информации". Данная
"способность" элементов
экспрессивного поведения определяется на основе трех параметров: среднее время
передачи, количество невербальных,
экспрессивных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для наблюдений за этой частью
тела, "видимость, представленность другому". С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком
информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание
на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить,
ориентируясь на экспрессию лица. Но все же их можно зафиксировать, например, если знать, что в том
случае, когда человек хвалит другого, незаслуженно, то у него значительно чаще кривится рот и уменьшается
количество улыбок. Или знать о том, что тревожные люди в ситуации "обмана",
сокрытия информации делают выражение своего лица более приятным, чем в ситуации
передачи правдивой
информации. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются
контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех
ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Выражение глаз сообщает
об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются
неподвижными. Динамические и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда завершают
мимическую картину. Взгляд, включаясь в экспрессию лица, является показателем основных состояний
человека ( радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный
взгляд, восхищенный), его отношений (дружеский -враждебный,
агрессивный; доверчивый - недоверчивый; уверенный - неуверенный; принимающий -неприязненный; покорный - доминантный;
понимающий - непонимающий; отчужденный - включенный; отталкивающий -притягивающий). Постоянные характеристики М. и взгляда являются показателями интегральных качеств личности и в соответствии с
ними она интерпретируется как: безжалостная, безразличная благородная, высокомерная, жестокая, наивная,
нахальная, озлобленная, скромная, умная, глупая, хитрая, честная, прямая (прямой взгляд), взгляд
из-под-лобья, в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека другим людям,
об опасении попасть впросак и т.д.
В.А. Лабунская