МОДА [лат. modus – мера, правило, образ] – 1) в широком смысле -
непродолжительное преобладание определённого типа массового нормативного
поведения, в основе которого лежит быстрое и масштабное изменение внешнего
окружения людей; 2) периодическая смена предпочтений в сфере бытовой культуры;
эталоны М. сменяются спонтанно и она распространяется в сжатый срок. М.
представляет собой характерный феномен урбанистической психологии и выступает
как равнодействующая влияния социума и коллективного бессознательного на
поведение и вкусы людей. Направление изменений М. не вполне предсказуемо;
радикальная психология видит в М. типический случай вмешательства
иррационального начала в человеческое существование. М. расшатывает господство
традиций , прежде всего - в среде городской молодежи.
С точки зрения неофрейдизма М. есть замаскированное выражение динамики
сексуальных интересов. М. позволяет выделять и демонстрировать образ Я.
Распространение М. и ее конкретные формы представляет значительный
социально-психологический интерес: с помощью М. происходит отграничение элитных
групп, одновременно она служит средством идентификации с группой более высокого
статуса. Взаимосвязь массового сознания со сферой потребления выражается в
распространении эталонов М. средствами массовой информации: в то же время они
не столько направляют, сколько усиливают уже имеющиеся тенденции, зарождение
которых носит подсознательный, иррациональный характер.
А.А. Брудный