НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
- термин, введенный бихевиористами и обозначающий
приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других
живых существ или наблюдения за ним. Н. с. объяснялось
при этом исходя из основных понятий бихевиоризма
(стимул, реакция, подкрепление) и экспериментально
изучалось на животных. Так, белая крыса следовала в лабиринте за другой лишь в
том случае, если реакции
этой другой подкреплялись пищей. В
дальнейшем указанный подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира» (А. Бандура).
Благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает
подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается их
имитировать. Приобретение новых реакций является в этих условиях менее
длительным процессом, чем при выработке обычных навыков. В опытах по Н. с. детям демонстрировались фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия
(положительные или отрицательные). В зависимости от характера
наблюдаемых последствий (вознаграждение или наказание)
испытуемые подражали образцу в большей или меньшей степени.
Хотя в этом варианте концепция Н. с. и допускает
возможность выбора субъектом ответного действия, в
целом она является механистической и разделяет общие
методологические просчеты бихевиоризма.
М.Г.
Ярошевский