Общение – сложный
многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми
(межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями
совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:
коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную
перцепцию (восприятие и понимание партнера). Термин О. является специфическим
термином, используемым в отечественной социальной психологии для подчеркивания
органической связи между О. и деятельностью, хотя и предполагаются различные
трактовки характера этой связи. При анализе межгруппового общения раскрывается
его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального опыта не
только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического
процесса. В социальной психологии большое внимание уделяется
межличностному О., где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие
субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так
коммуникативная сторона О. предполагает обмен информацией между двумя
индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного
процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг
на друга, т.е. на установки, ценности, мотивы каждого из них как активного
субъекта. Поэтому имеет место не простое «движение» информации, но ее уточнение
и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное
информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание.
Специфичными являются и возникающие коммуникативные барьеры, порождаемые либо
социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между
партнерами), либо индивидуальными психологическими особенностями общающихся (их
«закрытость» или «открытость» к О.). Важной характеристикой коммуникативного
процесса является намерение его участников повлиять друг на друга,
воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не
просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации О.
Средствами коммуникации являются различные знаковые системы: прежде всего речь
(«вербальная коммуникация») и другие системы знаков, составляющие «невербальную
коммуникацию». К последним относятся: оптико-кинетическая
система (жесты, мимика, пантомимика), изучаемая кинесикой; экстра- и
паралингвистика (вкрапление в речь пауз, «торможений» и пр.), а также
вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность); организация
пространства и времени коммуникативного процесса, изучаемые проксемикой
(способы размещения партнеров по О., нормативы использования времени –
точность, пунктуальность как определенные знаки); «контакт глазами» или
визуальное О. (что приобретает также характер знаковой системы, например, при
различных степенях интимности О.). Интерактивная сторона О. представляет собой
построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена
действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и
анализ «вкладов» каждого участника. В трансактном анализе обозначены условия
эффективности интеракции: согласование позиций, занимаемых партнерами, ситуаций
и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации. Большое значение имеет
сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или конкуренция и особый случай
взаимодействия – конфликт. В отечественной социальной
психологии интерактивная сторона О. традиционно рассматривается в контексте
различных форм организации совместной деятельности, что позволяет учитывать
содержательный характер О. Перцептивная сторона О. включает в себя процесс
формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что
достигается «прочтением» за «занавесом» физических характеристик человека его
психологических особенностей и особенностей его поведения. Основными
механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и
рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). В
процессе межличностного восприятия возникает ряд «эффектов»: первичности и
новизны (предъявления информации), «ореола», стереотипизации и т.д. Они в
особой степени проявляются при формировании первого впечатления о человеке, где
весьма высока роль установки. Специфической характеристикой перцептивной
стороны О. является наличие атрибутивного процесса – приписывания другому человеку как причин его поведения, так и личностных черт.
При восприятии и познании другого человека большую роль играет эмоциональная
регуляция этого процесса, вызывающая явление аттракции – возникновения
привлекательности партнера по О. Проблемой остается точность межличностного
восприятия, поскольку, в отличие от восприятия физических объектов, здесь
отсутствуют объективные критерии оценки. Своеобразным средством повышения
точности межличностного восприятия является развитие перцептивной
компетентности при помощи социально-психологического тренинга. Этот же способ
служит обеспечению коммуникативных и интерактивных навыков партнеров по О.
Рассмотренные в единстве три стороны О. создают важное условие оптимизации
совместной деятельности людей и их отношений. Поэтому существенной задачей
социальной психологии является разработка средств корректировки О.,
совершенствования навыков О., особенно необходимых тем категориям людей,
профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их. О.
(руководители, педагоги, врачи и пр.).
Г.М. Андреева