ОТЧУЖДЕНИЕ (в
социальной психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром,
при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и
социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей,
осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и
враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах
обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр. В психологии понятие О.
впервые было использовано 3. Фрейдом для объяснения патологического развития
личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре.
Феноменологически О. выражалось в невротической потере субъектом чувства
реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности
(деперсонализации). Э. Фромм существенно расширил сферу применения этого
понятия. Согласно Фромму, О. индивида выступает в пяти формах: О. от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от
себя. В современной социальной психологии О. используется при
характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется
другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей
изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением
опосредствованности межличностных отношений ценностным содержанием совместной
деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе
воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы
группы, законы и предписания. При анализе О. большинство социальных психологов
сосредотачивает свое внимание прежде всего на
субъективных переживаниях индивидов своей отверженности, являющейся причиной
аномии — антиобщественного поведения (М. Симэн, Р. К. Мертон). Такое поведение
расценивается как симптом несогласованности между определяемыми культурой
устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения. О.
берет начало в раннем детстве в результате эмоциональной депривации ребенка,
отсутствия теплых отношений к нему со стороны близких и в первую очередь
матери, что порождает аутизм, негативизм и в конечном
счете может привести к криминогенным последствиям. В детской психологии понятие
О. выражает необходимый момент становления самосознания ребенка, развития его
рефлексии. В младенчестве О. проявляется в слитности ребенка с миром, его
неспособности отличить себя от своей жизнедеятельности (А. Валлон). На более
поздних этапах онтогенеза с понятием О. связывается такое отношение ребенка к
себе, взрослым и сверстникам, нормам поведения, которое находит свое выражение
в неприятии, отвержении, эгоцентризме.
В.В. Абраменкова